При обсуждении Госдумой кандидатуры Сергея Кравцова на пост министра просвещения председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин затронул несколько острых проблем общего образования, в том числе нехватку учителей в школах.
Что происходит с целевыми местами для будущих педагогов
Как считает Володин, педагогических кадров не хватает в том числе из-за неэффективности целевого набора в педагогические вузы — выделенные по целевой квоте места не заполняются.
«За 2023 год целевые квоты приёма на педагогические специальности выполнены на 33,5%. Кто отвечает за это?» — задался вопросом председатель Госдумы.
Напомним, места для целевого приёма в вузы в пределах квот правительство ежегодно выделяет из общего числа бюджетных мест. Поступившие на них студенты обязуются после выпуска отработать несколько лет по полученной специальности там, куда их направит организация — заказчик обучения. На педагогических направлениях подготовки и специальностях для целевиков в 2023–2024 годах зарезервировали по 30% бюджетных мест. Но, судя по приведённой председателем Госдумы статистике, желающих взять на себя обязательства по отработке в школах недостаточно.
Проблемы целевого приёма Вячеслав Володин связал с кадровым дефицитом в школах. Он сообщил, что число учительских вакансий растёт, а закрывают их за счёт работников без достаточной квалификации. Как отметил спикер, такой подход стал распространённым:
«Учитель физкультуры после того, когда ему поставит штампик частная организация по повышению квалификации, получает право вести математику и физику. Это на что влияет? На качество образования».
Спикер Госдумы попросил назвать конкретные сроки решения кадровых проблем и призвал министра к совместной работе и достижению конкретных результатов. А если ситуация не изменится, пообещал вынести проблему на обсуждение с председателем правительства. Ответственность за решение проблемы, по словам Володина, будет нести и председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, которая в случае некачественной работы министерства может лишиться своего кресла.
Почему же при этом популярность педагогики растёт?
О дефиците учителей в России говорят давно, но его оценки разнятся. Например, осенью 2023 года вице-премьер Татьяна Голикова говорила о нехватке всего 11 тысяч педагогов (при общем числе учителей более 1 миллиона 200 тысяч). Но тогда же прозвучали мнения, что эта оценка занижена и не учитывает скрытый дефицит: огромное число учителей работают на несколько ставок, в том числе по непрофильным для себя предметам.
Одним из способов преодоления дефицита государство видит повышение популярности педагогического образования. В Минпросвещения не раз отмечали успехи в этом направлении. Так, по итогам приёмной кампании 2023 года министр просвещения Сергей Кравцов сообщил, что педагогические специальности вышли на второе место (после информационных технологий) по популярности среди тех, кто поступает в вузы.
Однако причина роста количества поступающих на педагогические направления может быть связана не столько с желанием связать свою жизнь с учительской профессией, сколько с тем, что на педагогическом много бюджетных мест, а это значит, что туда легче поступить, чтобы получить корочку о высшем образовании (не такой большой конкурс, как, например, на экономике и юриспруденции). Именно нежеланием идти после выпуска из вуза в учительскую профессию могут объясняться проблемы с заполняемостью целевой квоты, ведь целевое обучение предполагает обязательную отработку по специальности.
Оценку того, сколько студентов педагогических специальностей на самом деле становятся учителями, со ссылкой на результаты исследований ранее сообщила президент РАО Ольга Васильева. По её словам, из всех поступивших на педагогические направления на работу в школах приходят не более 30%. Президент РАО также привела прогнозы, согласно которым к 2029 году учителей моложе 30 лет в российских школах будет не более 6%. Проще говоря, не похоже, что молодёжь считает работу в школе привлекательной.
Правда, одновременно с увеличением числа бюджетных мест на педагогических направлениях за последние годы вырос и средний балл, с которым туда поступают абитуриенты. Среди них есть и высокобалльники. То есть уже нельзя сказать, что на педагогику поступают лишь те, кто больше никуда не смог пройти. Но и этому факту тоже есть объяснение, не связанное с желанием стать учителем. Как справедливо заметил однажды ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко, сегодня педагогические навыки — как общаться с людьми, как договариваться, как наладить сотрудничество — необходимы не только в школе.
Проще говоря, педагогика, похоже, превращается в наиболее доступное универсальное базовое образование. Кстати, на организованной Московской школой управления «Сколково» конференции об образовании в современной экономике «#ВДЕЛЕ» Игорь Реморенко привёл пример одного из студентов, который выбрал педагогику, хотя в будущем мечтает быть совсем не учителем, а политиком. Молодой человек объяснил свой выбор тем, что содержание программ по политологии больше связано с социологическими исследованиями политики, чем с практикой, а на педагогическом направлении он рассчитывал получить необходимые политику навыки коммуникации: научиться убеждать собеседников в своей точке зрения, объяснять свою позицию.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Будущим учителям в Австралии предлагают стипендию до 40 тысяч долларов
- Дело не только в зарплате: почему в школах не хватает молодых учителей
- «В школах ждут молодых учителей, но если посмотреть, как их встречают, то их не ждут»
- «Они как бы выпадают из среднего класса»: что происходит с зарплатой учителей