Образование
#Мнения

«Тревога преподавателя сильно сказывается на тревоге студентов»

Почему важно говорить о чувствах и как справиться с невозможностью сосредоточиться — рассказывает преподаватель вуза.

Фото: MangoStar_Studio / Getty Images

Краткая справка

Анастасия Причисленко — психолог, коуч, руководитель направления soft skills по личной эффективности и техникам публичных выступлений в Университете ИТМО, создатель онлайн-школы интерактивных методов обучения Designica School.

Что помогает, а что не помогает в снижении тревоги

Преподаватели и учителя сегодня такие же специалисты помогающих профессий, как психологи и врачи. Ведь именно мы работаем с тревогой учащихся, и то, что мы транслируем, они легко считывают.

Что может в этой работе помочь? Как минимум понимание адаптационных механизмов психики. Наша тревога как бы наслаивается: у каждого есть некий базовый уровень тревожности, а на него накладываются следующие «пласты». Каждое новое событие приносит новые тревоги, но их интенсивность рано или поздно спадает. Так было, например, в пандемию — сначала тревожность из-за коронавируса была пиковой, но сейчас уже не такая острая, она как бы «размазалась». Вроде всё уже не очень-то и страшно, QR-коды отменили, но если рядом кто-то кашляет или родной человек заболел, тревога снова может достигнуть пика.

На этот пласт теперь накладывается ещё один — ситуация с Украиной, и эта тревога пока в острой стадии. Когда ко всем этим переживаниям добавляется что-то дополнительное — ребёнок заболел, дедлайн пропущен, — мы переживаем это гораздо острее, чем в обычное, спокойное время.

Для успокоения можно, конечно, попытаться устанавливать какие-то сроки («Вот к лету всё закончится, и тревог не будет!»), но учёные доказали, что это плохая затея. Например, австрийский психолог Виктор Франкл подтвердил это на примере концентрационного лагеря, в котором сам когда-то был узником.

Он объяснил, что сначала установка в духе «Нас в конце марта освободят!» давала людям определённую надежду — узники верили в счастливый исход, им становилось легче, появлялись силы дожить до намеченной даты. Но когда в конце марта ничего не происходило — людям становилось гораздо тяжелей, и был большой риск погибнуть, потому что поддерживающей «подпитки» в виде надежды просто не оставалось.

Этот принцип работает и в любых других ситуациях. Поэтому нужно помнить: мы не знаем, когда закончатся тревожащие нас события, но наша психика способна многое выдержать. Да, через несколько стадий принятия приходится пройти, но рано или поздно большое событие становится общим фоном.

Понимание процессов адаптации помогает принимать и проживать негативные эмоции. Когда всё запихиваешь внутрь — ничего хорошего не происходит. Так что первое правило помощи и себе, и студентам: не молчать, говорить о тревоге. Например, сразу после начала событий в Украине у меня было занятие со студентами по страху публичных выступлений. Я объяснила им, что есть страх, а есть тревога — и нам полезно будет поговорить об этой теме в более широком контексте. Ведь если ты знаешь, как справляться со страхом в жизни, в публичных выступлениях это тоже поможет. Важно разговаривать о чувствах студентов и принимать их, практически разрешить им бояться — после этого и включаются адаптационные механизмы.

Фото: JulieK2 / Shutterstock

Студенты ИТМО получают и поддержку университетской психологической службы. Однако сейчас заявок больше, чем возможностей, — поэтому мы запускаем онлайн-марафон в мессенджерах. Он поможет поддержать тех ребят, кто тревожится, но не готов на встречу с психологом, кто по каким-то причинам не может прийти или хочет поддержать близких, но не знает, как это сделать. Для преподавателей мы также добавляем больше консультационных часов, поскольку их психологическую поддержку сейчас особенно важно обеспечить. Ведь тревога преподавателя сильно сказывается на тревоге студентов.

Как быть, если новости вышибают из седла

Конечно, отключиться от новостей может быть тяжело. Я, например, использую практику «Три простых дела». Когда трудно сконцентрироваться на работе (не хочется, не получается, вроде полдня прошло впустую, и остаток дня тоже продуктивным не будет), я говорю себе: ну ладно, работать сегодня не судьба, так что я сделаю три маленьких дела.

Например, не буду писать большую программу, а пересмотрю старые документы и соберу идеи в одном месте. Презентацию тоже не буду делать, вместо этого посмотрю в базе какие-нибудь картинки, которые туда подойдут. И отчёт не буду писать — вместо этого напишу тем, кто его ждёт, что пришлю его попозже. Тут оказывается, что процесс пошёл — простые, небольшие задачи помогли в него включиться. Дело в том, что действие является единственным выходом из эмоционального захвата.

Ещё я решила больше не читать новостей и не открывать ленты соцсетей: на моих задачах они не особо сказываются, а вот утонуть в них на полдня легко. Правда, сначала я думала просто выделить на новости пару часов в день, потом поняла — если читать в утренние часы, то велик шанс «залипнуть» и ничего не успеть, да и настроение портится. Если открывать новостную ленту вечером, то тревожный сон обеспечен. Так что ограничения сработали бы плохо, а главные новости я всё равно узнаю — от членов семьи, коллег, в рабочих чатах. Для меня это продуктивнее. Главное сейчас — делать то, что умеешь лучше всего. В моём случае это преподавать и поддерживать — значит, буду преподавать и поддерживать.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована