Образование
#новости

Студенты из разных стран рассказали, что больше всего ценят в онлайн-обучении

Вузам эта информация будет полезна для улучшения дистанционных программ.

Исследование провела консалтинговая компания McKinsey. Его участниками стали 7 тысяч студентов вузов из 17 стран Северной и Южной Америки, Европы, Азии и Ближнего Востока. И хотя России среди них нет, выводы аналитиков могут быть полезны и для российских университетов.

В рамках исследования специалисты попытались разобраться, какие черты онлайн-обучения нравятся студентам и по каким причинам многие из них не готовы учиться полностью дистанционно.

О чём рассказали респонденты

Всем опрошенным во время пандемии пришлось перейти на дистант, и почти 65% из них заявили, что хотели бы сохранить некоторые его аспекты. В качестве самых больших преимуществ онлайн-формата они назвали:

  • возможность записывать занятия и пересматривать их;
  • постоянный лёгкий доступ к учебным материалам;
  • гибкость, которая позволяет совмещать работу и учёбу.

В то же время студенты, как правило, не готовы учиться полностью дистанционно. Респондентов попросили рассказать о причинах этого. Основными оказались такие:

  • на дистанте они сильнее отвлекались от учёбы;
  • онлайн-программы не были достаточно интересными, и учащиеся не чувствовали мотивации проходить их;
  • респондентам не хватало дисциплинированности, чтобы учиться в таком формате;
  • дистант не включает такую же насыщенную внеурочную деятельность, как очные;
  • онлайн-программы ограничивают коммуникацию с другими студентами.

Исходя из этого, авторы исследования предполагают, что для многих учащихся опыт дистанта оказался не очень положительным. 80% из тех, кто выступает за очное обучение, назвали главной причиной то, что при этом формате проще взаимодействовать с преподавателями. По их словам, офлайн-формат предполагает больше поддержки и живого общения. В то же время некоторые респонденты предпочли бы гибридное обучение. Они отметили, что им нравится сочетание гибкого удалённого формата и очной коммуникации с одногруппниками и преподавателями.

Что ещё удалось узнать

Респондентов попросили оценить важность 24 компонентов онлайн-обучения, которые выделили авторы исследования. В список вошли, в частности, структура программ, визуальные материалы, синхронные и асинхронные курсы, наставничество, техподдержка и так далее. Несмотря на то что в странах, охваченных исследованием, системы образования во многом различаются, аналитикам удалось сделать три основных вывода:

  • Содержательная база — важнее всего. Для учащихся на первом месте оказались актуальное содержание, чёткая структура курса и преподавательский состав.
  • Дорогостоящие технологии ценятся далеко не всегда. Оказалось, что VR-симуляции и сложный визуальный контент обычно не получают высокой оценки у студентов. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что и вузы, и учащиеся ещё не до конца понимают, как эффективно применять такие технологии.
  • Отношение к онлайн-обучению существенно не отличается у респондентов разного возраста, а также на разных направлениях и уровнях образования.

Вузам, считают авторы исследования, будет полезно проводить опросы среди учащихся. Например, выяснять, что для них важно при обучении в разных форматах (очном, гибридном и дистанционном) и какие сильные и слабые стороны студенты видят у существующих онлайн-программ. Подобные опросы также помогут понять, что объединяет учащихся конкретного вуза, которые готовы или не готовы учиться онлайн. На основании всех этих данных предлагается формулировать план действий. Предполагается, что это поможет создавать и трансформировать дистанционные программы, на которых вовлечённость и удовлетворённость студентов будут выше.

Кстати, некоторые выводы этого исследования согласуются с результатами опросов, проведённых среди россиян по поводу их отношения к дистанционному обучению. Например, студенты и школьники тоже чувствовали нехватку мотивации и живого общения. Кроме того, 48% жителей страны заявили, что формат дистанционного высшего образования им не подходит. Более того, образование оказалось на четвёртом месте среди сфер, в которых россияне хотели бы отказаться от онлайна.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована