«Берёшь и делаешь»: путь методиста Марии Арифуллиной
Мария много лет преподавала и выгорела. Она решила сменить фокус — и в методической работе смогла вырасти профессионально.


Фото: личный архив Марии Арифуллиной

Мария Арифуллина
Россия, Нижний Тагил
Пройденные курсы
Достижения
Перешла в новую профессию осознанно и мягко.
✅ Помощь
Мария рассказала:
- как много лет преподавала, а потом выгорела;
- почему до сих пор использует стандартный бриф, который дали на курсе;
- чем занимается в IT-компании и почему иногда участвует в съёмках;
- для чего методисту нужны насмотренность, усидчивость и коммуникабельность;
- как планирует развиваться дальше.
«Я не хотела преподавать, но хотела остаться в образовании»: о прежней карьере
Я давно связана с образованием. С 2006 года преподавала технические дисциплины, связанные с автоматизацией производства, с мехобработкой и программированием промышленных контроллеров в филиале УрФУ. Потом работала в учебном центре крупного предприятия, которое было частью корпорации Evraz. Вела занятия по программированию промышленных контроллеров.

Фото: личный архив Марии Арифуллиной
При этом я понимала, что кардинально менять сферу деятельности не готова. Поразмышляла о том, какую профессию выбрать, чтобы и прежний опыт пригодился. В итоге я осознала, что методическая работа мне ближе всего.
Стала искать работу в этом направлении, и меня взяли методистом в IT-компанию iRidi, которая занимается производством оборудования и программного обеспечения для умных домов. Мы сразу договорились, что я пройду обучение по профессии «Методист». Да я и сама понимала, что мне нужно пройти это обучение, потому что прежде я была по другую сторону образовательного процесса.
«Я как будто всё знала, но... ничего не знала»: о пути в профессию
Когда начала учиться, было странное чувство: вроде всё уже знаю — но если копнуть глубже, понимаешь, что на самом деле многое делала на интуиции. А тут — всё разложили по полочкам, и пазл сложился: стало понятно, как это работает.
Я вообще люблю учиться и уже проходила разные курсы, так что сначала думала — быстро всё пройду. Задания делала и после работы, и иногда прямо на работе. Но курс Skillbox оказался не из тех, что проходишь на автопилоте. Пришлось реально постараться, чтобы дойти до финала —: пройти модули, выполнить задания и подготовить диплом.
Меня приятно удивила поддержка кураторов и проверяющих преподавателей — я такого прежде не встречала. Задаёшь вопрос или сдаёшь работу — и, а тебе не просто односложно отвечают или молча ставят оценку, а присылают развёрнутую обратную связь с записью экрана.
Такая поддержка помогла мне глубоко освоить материал и пройти курс до конца. Кстати, в моей текущей деятельности я всегда привожу в пример кураторскую работу в Skillbox — вот на что нужно равняться в организации образовательного процесса.
Всё, что мы проходили на курсе, я сразу же пробовала в работе. Особенно запомнилась тема про бриф — вроде бы базовая вещь, но раньше я с ней не сталкивалась. Казалось бы, логично: прежде чем делать курс, нужно понять, что именно нужно заказчику. Но на практике я просто садилась и начинала писать программу с потолка. А тут прошла тему — и почти сразу началась разработка нового курса. Я решила сделать всё «по науке», собрала бриф, как учили. И правда — разница ощущается.
До сих пор пользуюсь тем шаблоном, что давали на курсе. Конечно, адаптирую под нашу специфику: что-то убираю, что-то добавляю, но основа — оттуда.
Моя итоговая работа на курсе была про личный бренд в образовании — тема, которая мне действительно близка. Было интересно пройти весь путь: придумать концепцию, оформить её в презентацию, подготовиться к защите. И сама защита прошла как настоящая — с комиссией, обсуждением, вопросами. Нас было трое или четверо, и каждый рассказывал о своём проекте и делился опытом и тем, чем занимается. Очень вдохновляюще и познавательно — классно увидеть, как одну и ту же тему можно раскрыть по-разному.

Изображение: Мария Арифуллина

Изображение: Мария Арифуллина
После курса я смотрю на образовательные процессы иначе. Когда разбираю свои старые учебные материалы, то включается анализ: вот здесь лучше было сделать так, а вот этого не хватает.
«Делаю, всё, что могу, не жду»: о работе
У нас маленькая компания, поэтому методист — «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Нужно и бриф собрать, и план сделать, и с экспертами поговорить. А еще отсмотреть старые курсы, материалы, их переработать, смонтировать видео... Иногда даже самой приходится что-то исправлять в программном обеспечении.
Пример. Смотришь на видео и понимаешь: оно устарело, сейчас всё выглядит уже совсем по-другому. Ждать специалиста долго, а обновление нужно срочно. Думаешь: «Ладно, сделаю сама». Берёшь и делаешь — записываешь экран, озвучиваешь с помощью нейросети, накладываешь всё в редакторе. И в итоге неплохо получается.

Фото: личный архив Марии Арифуллиной
Я часто присутствую на съёмках — некоторые эксперты просят, чтобы я их поддержала. Бывает, и сама снимаюсь, когда совсем некому. Компания-то маленькая, нужно много чего уметь (хотя бы понемногу) и быть проактивной. Вообще размер компании — плюс и минус одновременно.
Иногда хочется углубиться во что-то, а времени катастрофически не хватает.
С переходом на методическую работу мой график почти не изменился — я ведь до этого 12 лет работала на предприятии с полным рабочим днём. Но разница всё же есть: в IT-среде всё гораздо гибче. Это не металлургия — тут можно уйти на удалёнку, если вдруг заболела или у детей что-то.
Когда в конце 2023 года я начинала работать методистом, даже подумывала уйти полностью в онлайн. Но пока мне комфортнее ездить в офис — так легче сосредоточиться, ничего не отвлекает. В целом методическая работа даёт такую свободу — можно работать из любой точки, без жёсткой привязки ко времени и месту. Так что, кто знает... может, когда-нибудь и решусь.
«Насмотренность очень важна»: о профессии методиста
Методист —— это специалист, который помогает разрабатывать учебные курсы и материалы, настраивать образовательные процессы. В методической работе может преуспеть человек, который любит учиться, создавать и поддерживать порядок во всём, структурировать исходные данные. Методист необязательно должен быть экспертом в конкретной области, а вот знать и уметь внедрять разные методики (проектное обучение, обучение от результата и так далее) должен обязательно.
С одной стороны, методисту точно нужна усидчивость — без неё сложно прорабатывать структуру курса, подбирать материалы и вычитывать каждую формулировку. Но при этом эта работа совсем не про «тихое сидение за компьютером». Методист много общается: договаривается о встречах, выстраивает процесс с экспертами, координирует команду. Очень важны навыки интервьюирования — ведь эксперт может отлично разбираться в теме, но не всегда умеет донести суть.
Методисту нужно уметь задавать правильные вопросы и вытащить из эксперта всё нужное, чтобы на базе этих знаний получился качественный курс.
Человек, который работает в методической сфере, должен обладать насмотренностью, уметь заметить и взять на вооружение что-то ценное у коллег, конкурентов, экспертов. Проходить курсы, читать книги, слушать выступления, отмечать какие-то интересные моменты и разные фишки. А потом использовать их при проектировании своей программы.
«Это для меня совсем новая роль, но — а почему бы и не попробовать?»: о развитии и планах
У нас в компании всё развивается очень быстро. Когда я пришла сюда полтора года назад, в образовательном направлении я была одна: отвечала и за внешнее обучение, и за внутреннее. Даже продюсера тогда не было — все процессы держались на мне.

Фото: личный архив Марии Арифуллиной
Постепенно команда начала расти. Появился продюсер, с которым мы теперь делим ответственность за результат, — он взял на себя координацию части процессов. Потом к нам присоединились ещё один методист и куратор. Часть задач я смогла им передать, и это дало мне возможность сосредоточиться на более стратегических вещах.
Сейчас я в основном занимаюсь внешним обучением — разрабатываю курсы, которые мы либо продаём, либо передаём бесплатно тем, кто работает с нашим продуктом. А внутренними курсами занимается второй методист — он отвечает за онбординг и обучение сотрудников. Там немного другой формат: требования к контенту не такие строгие, можно даже добавить немного юмора.
Постепенно у нас складывается полноценный отдел, который фокусируется на создании образовательных продуктов. И не исключено, что я со временем стану его руководителем.
Это для меня совсем новая роль, но — а почему бы и не попробовать?
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее