«Я не хотела быть посредственным преподавателем, которого никто не слушает»
Чтобы семинары не были скучными, Галина погрузилась в методику преподавания. Особенно её радуют дебаты, эссе и новое желание изменить мир.
Иллюстрация: Racool_studio / Freepik / GDJ / Pixabay / Annie для Skillbox Media
Галина Маршалова
Беларусь, Минск
Пройденные курсы
Достижения
Защитила кандидатскую диссертацию по теплофизике, потом пошла на курсы, чтобы поменять свой подход к преподаванию.
Галина рассказала:
- что физика — наука в том числе и для девочек;
- как молодому преподавателю перебороть страх перед аудиторией;
- зачем кандидату наук проходить онлайн-курсы;
- как нескучно преподавать физику вчерашним школьникам.
— В 26 лет ты стала кандидатом технических наук. Не сталкивалась со стереотипами о том, что физика — не для девочек?
— Конечно, до сих пор сталкиваюсь. Правда, лично для меня это не проблема: я же кандидат наук, у меня экспериментальная диссертация, для написания которой нужно было много делать руками, — я люблю своё дело и уверена в себе.
Но стереотип «физика не для девочек» ходит за мной по пятам: «Как это ты такую диссертацию написала? Ты и теплофизика? Да ладно?» Особенно часто эти вопросы возникают у старшего поколения. Однако я думаю, что нет смысла бить себя в грудь и кричать, что ты всё знаешь и умеешь — лучше доказать на практике. А если человек относится предвзято и слушает тебя невнимательно — это его проблемы.
Когда я была подростком, очень увлеклась физикой и выбрала специальность «Энергосбережение и энергетический менеджмент». В 26 получила степень, и это было правда нелегко, особенно защита. Ты приходишь, волнуешься, а комиссия хочет показать свою значимость, хочет тебя растерзать. Тяжело было именно из-за предвзятого отношения к молодым учёным.
— Бывало, что жалела о своём выборе?
— Ни разу! И до сих пор считаю, что энергетика — одна из важнейших сфер нашей жизни. Правда, я немного разочарована в системе — сейчас совершенно не ценятся специалисты такого профиля. Все хотят работать в IT, а не просто инженерами.
Многие студенты приходят к нам на факультет, потому что нужно где-то отсидеть четыре года ради корочки.
«Пришла какая-то 24-летняя девушка и учит нас жизни»
— Твоя жизнь тесно связана с наукой. Почему ты решила преподавать, а не пошла в «открытое научное плавание»?
— Это был очень гладкий и логичный путь. Мне и до этого предлагали остаться в университете — сначала в магистратуре, потом в аспирантуре. Было интересно поработать со студентами, и я решила попробовать.
— Сложно было?
— Страх был жуткий. Однажды я, аспирантка, подменяла преподавателя. Это была моя первая лекция. Я понимала, что разница между мной и студентами — всего несколько лет. Как зайти в аудиторию, с чего начать? Со студентами-очниками ещё ладно — я хотя бы их старше, а вот на заочном учатся в основном совсем взрослые люди.
В первый раз перед парой я думала: «А может, ну его, не пойду никуда?» Боялась, что надо мной будут подшучивать: «Пришла какая-то 24-летняя девушка и учит нас жизни».
Конечно, сейчас понимаю, что зря так переживала. Взрослые охотнее подчиняются твоим правилам и внимательнее слушают. Они знают, зачем пришли учиться, а вчерашние выпускники школ, к сожалению, поступают в университет, потому что так надо.
— Зачем ты пошла на курсы, если сама уже преподаёшь? Чего тебе не хватало?
— Проблема в том, что в аспирантуре ты — учёный. Ты владеешь научными методами и занимаешься исключительно наукой. К педагогической деятельности там не готовят и не показывают, как преподнести студентам информацию, чтобы им было интересно.
— А как бы ты хотела?
— Я знаю, как бы я не хотела: быть посредственным преподавателем, которого никто не слушает. Для меня главное — привить им любовь к учёбе и учить так, чтобы студенты искренне хотели развиваться. Мной движет мысль, что жизнь любого специалиста, будь то гуманитарий или математик, зависит от умения учиться и любознательности.
Каждый день всё вокруг нас меняется. И нужно уметь меняться вместе с миром. Недостаточно просто читать книги и иметь хорошую память.
Надо уметь пользоваться разными методами и смотреть на мир под разными углами. Это я и хотела транслировать на своих уроках.
Дебаты и эссе про атомные электростанции
— Что изменилось после курса?
— У меня изменилось всё. Во время учёбы я кардинально пересмотрела подход к преподаванию.
Оказывается, можно использовать гуманитарные методы для физиков — это целое открытие.
— Какие, например?
— Например, дебаты! Берём тему и делим группу на две части. Допустим, обсуждаем атомные электростанции. Первая группа приводит аргументы за, вторая — против. Главное здесь — взаимодействие студентов и их умение коммуницировать друг с другом.
Я наконец увидела, как у них завязываются живые и интересные дискуссии об энергетике: «А если на станции авария? Как мы будем ликвидировать последствия?» Они углубляются в тему, разбираются в проблеме вместе.
Ещё я даю им задание написать эссе. Особенно на первых лекциях, которые посвящены энергетике и этапам её развития. На таких занятиях я хочу, чтобы они подумали, как будут выглядеть источники энергии в будущем. Иногда они придумывают удивительные вещи, делятся своими знаниями о квантовых реакторах и компьютерах, космосе, чёрных дырах.
Главное — они начинают рассуждать, включать критическое мышление и фантазию.
— А как сами студенты реагируют на перемены?
— Сначала им сложно. Им непросто писать в таком формате, они этого не умеют. Я же считаю, что любой человек с высшим образованием обязан уметь чётко и грамотно излагать свои мысли. Надеюсь, смогу им и это привить.
— Что-то ещё дала учёба?
— Я загорелась! Как лампочка. Любая учёба — это ведь история про вдохновение. Ты слушаешь других людей из разных городов и стран, заряжаешься их энергией, делишься опытом. Тем более курсы Skillbox — это не типичное для меня образование: я впервые занималась не вопросами энергетики и теплофизики, а чем-то новым, креативным. Конечно, это меняет в лучшую сторону. Например, во время учёбы я загорелась развитием экологического направления в рамках университетской жизни.
— Что ты имеешь в виду?
— На лекциях я часто рассказываю о переработке мусора, вторичном использовании ресурсов. Так зачем нам на этих лекциях пользоваться бумагой? Конечно, мы сдаём все работы в электронном виде.
Когда я говорю о вреде пластика, то не стою в аудитории с пластиковым стаканчиком с кофе из соседнего кафе. Это же абсурд. Я рассказываю студентам о том, что можно приходить в кофейню со своим стаканом, а воду на занятия приносить из дома в своей таре. Мы дебатируем на эти темы, рассуждаем.
Есть, конечно, студенты, которым это по барабану, но они не в большинстве. Наше поколение в целом больше заинтересовано вопросами экологии — мы более мобильные и чаще готовы к переменам.
Не представляешь, как я радуюсь, когда они сами задают вопросы, входят в раж, если удалось узнать по теме больше.
Читайте также: