«У методистов не бывает дня сурка: всегда найдутся новые задачи и пространство для роста»
Став методистом, Евгения нашла то, что долго искала: интересные задачи, здоровое окружение и постоянное развитие. Она уверена: потолка в профессии нет
Earvin/ Rosemary/ Renos/ Meiger/ Pawpaw/ Dadheech/ Cleanpng/ Lookstudio/ Rawpixel/ Freepic/ Meery Mary для Skillbox Media
Евгения Горунёва
Россия, г. Санкт-Петербург
Пройденные курсы
Достижения
За последний год нашла себя в профессии методиста, прошла стажировку и устроилась на работу в Skillbox.
Евгения рассказала:
- почему думать: «У меня ничего не получится» — это нормально;
- о желании приносить людям осязаемую пользу;
- правда ли, что все программисты интроверты;
- как эмоциональное выгорание связано с культурой компании.
«Меня снесло лавиной знаний»: об учёбе и стажировке
— Почему из всех возможных направлений в образовании тебя заинтересовала именно профессия методиста?
— Это произошло случайно: я мониторила вакансии и вдруг мне попался «методист онлайн-обучения». Осознание произошло за секунду — прямо как пишут в книгах или показывают в фильмах. Я просто подумала: «Вот то, что мне нужно!»
С одной стороны, работа методистом требует дотошности, а с другой — никогда не наскучит. Ты постоянно переключаешься между разными курсами и исследуешь что-то новое.
Я изучила обязанности методиста в разных вакансиях и… практически ничего не поняла :) Срочно нашла курс и начала учиться.
— Вот так быстро? Только узнала о профессии — и сразу учиться?
— Да. Я в принципе такой человек: новое меня не пугает. Наоборот, вызывает азарт: «Я хочу, чтобы у меня всё получилось, буду пробовать и верить». Если чем-то загорелся, нужно делать сразу.
— И как проходило обучение?
— Трудности начались уже на старте. Если первый модуль меня вдохновил и подарил эйфорию («Ура-ура, сейчас я буду учиться!»), то второй — снёс лавиной новых знаний. Их оказалось так много, что меня охватила паника: «Я уже, наверное, слишком стара, чтобы начинать с нуля, да и к чему я приду?!»
Теперь-то я знаю, что все эти мысли — нормальная и закономерная реакция нашего мозга, а тогда я в страхе делала только хуже: зарывалась в информацию и переживала.
— Расскажи, как ты справилась с этим состоянием? Уверена, оно возникает у многих.
— Я успокоилась и расписала себе программу обучения по шагам. Раскидала по навыкам и тематическим блокам, от чего и к чему я приду. Такая логическая цепочка показала весь будущий путь поэтапно, и он перестал пугать. А ещё я начала читать дополнительную литературу, чтобы заполнять пробелы.
Я мечтала поскорее погрузиться в боевые задачи, испытать себя — и такой шанс выпал. Правда, тестовое для стажировки мне, как новичку, показалось очень сложным: на пять заданий давался день или чуть больше. Это было настоящее нон-стоп-приключение: я мобилизовала силы — и всё получилось!
— По твоим ощущениям: насколько ты выросла за время стажировки?
— Довольно сильно. Когда я осознала, как проводить аудит курса, — совершила прорыв. В чём суть аудита: сначала ты погружаешься в метрики, потом в сам контент, изучаешь отзывы студентов, впитываешь всю информацию и, наконец, формулируешь гипотезы.
Я училась одновременно критически анализировать результат и давать методические рекомендации по улучшению программы обучения. Причём сказать: «А давайте мы всё переснимем!» — легко, а вот внести точечные изменения — сложнее.
— А что в онлайн-образовании тебе нравится больше всего?
— Сегодня популярно личностно-ориентированное обучение, и меня это очень радует. Это когда учебный процесс выстраивается не вокруг преподавателя или контента, а вокруг самого студента. Методисты проектируют программу, ориентируясь на цикл мотивации человека, его уровень подготовки и общую динамику. Мне бы хотелось, чтобы этот тренд скорее переняли и в классическом образовании.
«С самого детства я играла в учительницу»
— Ты окончила педагогический вуз. Почему тебя изначально потянуло в образование?
— Прозвучит банально, но с самого детства я играла в учительницу. В школе я безумно любила литературу с русским и была отличницей. Все вокруг твердили: «Это точно твоё», да мне и самой так казалось. Иного выбора, чем филфак и педагогический, я не видела.
Параллельно с обучением в вузе подрабатывала репетитором, а с третьего курса проходила практику в школе. Реальная работа с детьми меня не разочаровала, а, наоборот, вдохновила. Я поняла, что плохих учеников не бывает, просто к каждому нужен индивидуальный подход.
— А потом?
— После окончания университета с работой в школе не сложилось. В чём-то меня предостерегли мои педагоги-наставники, объяснив нюансы системы образования. Где-то я подумала сама и призналась себе, что хочу зарабатывать больше, чем учитель. В общем, повернула на другую дорогу: одно время работала в банках, затем занялась проектным менеджментом в сфере недвижимости.
— Резкий поворот! За что ты отвечала на последней работе, в недвижимости?
— Я контролировала процесс сделки и вела партнёров. Например, с одной стороны выступал застройщик, а с другой — агентство недвижимости. Я, как промежуточное звено, следила за каждым этапом и решала проблемы. Передо мной стояла задача: довести сделку до финала, несмотря ни на что. Параллельно я вела десятки таких проектов.
— Звучит сложно, но интересно. Почему же ты решила вернуться в образование?
— Изменились ценности. Я поняла, что хочу приносить людям осязаемую пользу, делать их жизнь лучше, как бы романтично это ни звучало. В недвижимости я такого не чувствовала.
— Как это проявляется в образовании?
— Что в педагогике, что в методической работе ты видишь, как человек меняется. Он приходит без знаний (иногда и без интереса), а ты ему эти знания даёшь. Параллельно работаешь с его мотивацией и целями.
— Твоё прошлое в педагогике и недвижимости помогает тебе сегодня в работе методистом?
— Педагогическое образование научило меня эмпатии. Я могу встать на место студента, проникнуться его переживаниями, проблемами и, отталкиваясь от этих знаний, спроектировать программу. В работе с экспертами эмпатия помогает нащупать нужную стратегию общения.
Проектный менеджмент, в свою очередь, показал, что безвыходных ситуаций не бывает: даже если проект зашёл в тупик, всегда удастся что-то придумать. Я научилась договариваться, общаться с людьми и решать проблемы.
«Методист — не энциклопедия»: почему не нужно знать всё
— Как ты считаешь: должен ли методист разбираться в теме, по которой проектирует курс?
— Базовые знания помогают, но они — не обязательное условие. Всё-таки методисты отвечают за упаковку, подачу и образовательные результаты. Мы закладываем механики, которые позволят студентам достичь результата. Для этого не нужно быть энциклопедией.
— На тему экспертности методиста есть много разных мнений…
— Да, этот вопрос — настоящий краеугольный камень! С одной стороны, невозможно знать всё. Тем более многие методисты берут заказы на фрилансе по разным темам. С другой — базовые знания не будут лишними. За время работы в сфере создания курсов по программированию я запомнила фундаментальные понятия, конструкции и алгоритмы — и этого достаточно для моей работы.
— По образованию ты педагог, работала в недвижимости. Что тебя связывает с кодом?
— Меня всегда привлекали информационные технологии. Эта сфера развивается бешеными темпами, её достижения используются повсеместно: в банках, медицине, образовании. Наше будущее от IT уже неотделимо.
— Есть стереотип, что все люди в программировании закрыты и молчаливы. По твоим наблюдениям, это правда или нет?
— Конечно же, это стереотип! Мой опыт работы с экспертами доказывает обратное: они открыты, общительны и с интересом говорят о своей профессии. Хотя, возможно, программисты-интроверты просто не пойдут вести курсы :)
— Легко ли тебе в принципе общаться и работать с экспертами?
— Да, это всегда очень интересно. Мы взаимодействуем с ними на каждом этапе — разработки, анализа, написания сценария — и часто достаём их «глупыми» вопросами.
— Что за глупые вопросы?
— «А почему здесь так? А есть пример?» Дело в том, что эксперты очень глубоко знают свой предмет и от этого часто страдают «проклятием знания» — будто бы очевидные для них вещи априори понятны и остальным. Мы, методисты, встаём на место студента и раскладываем сложную тему на простые тезисы.
«Люди вокруг что-то придумывают, а ты за ними неосознанно тянешься»
— С какими трудностями во время работы сталкиваешься?
— В России онлайн-образование поднялось раньше, чем онлайн-методология, и поэтому в этой области только формируются ценности. Так как наша профессия очень молода, часто приходится объяснять экспертам, чем курс без методической проработки отличается от курса с ней. Доказывать, что наша профессия важна.
— А бывает, что ты что-то доказываешь себе и усталость настолько сильная, что даже выходные не помогают?
— На прошлой работе со мной такое случалось часто. Были даже стадии: «Вот бы сейчас в санаторий, шестиразовое питание, сон и не трогайте меня». Сейчас работа и окружение этого не требуют.
У нас в сообществе методистов Skillbox есть внутренняя культура: мы не дёргаем друг друга без надобности. Тебе могут написать вечером или на выходных, но обязанности отвечать нет. А если ты говоришь: «Ладно, посмотрю в субботу», руководитель всегда напоминает: «В выходные мы отдыхаем».
— Выходит, во многом профилактика выгорания зависит от культуры компании?
— 100%. Если в компании не принято отключать мессенджеры по вечерам и выходным, ты не сможешь противостоять правилам. Будешь постоянно получать претензии и жить в срочных нерешённых задачах. Ведь если так делают все, почему ты не должен?
Без качественного отдыха для головы и тела мы становимся хуже как сотрудники — постоянно находимся в гонке и не успеваем восполнить ресурс.
— А как лично ты восполняешь внутренний ресурс?
— Я очень люблю неактивный загородный отдых: дача, прогулки с собакой, плавание — это позволяет мне разгрузиться. Если выехать на природу нет времени — гуляю по парку Победы рядом с домом. Он идеален для городского отдыха: десятки разных дорожек и прудов — каждый раз можно ходить по новому маршруту.
— Как ты думаешь: станет ли твоя работа делом всей твоей жизни?
— Уверена в этом. На позиции методиста я обрела всё, что так долго искала, — постоянное развитие, интересные задачи и окружение: люди вокруг беспрерывно что-то придумывают и создают, а ты за ними неосознанно тянешься.
Методическая работа — не бег на месте, а марафон. Я понимаю перспективы и знаю, что потолка не будет: всегда найдётся куда расти. Пока я перепробую разные подходы и инструменты, появятся новые.