Образование
#истории

Коуч для подростков, стендапер и, наконец, методист: история Елены Караханян

За три месяца Елена переквалифицировалась из социального педагога-психолога в методиста и устроилась в онлайн-школу 3D-моделирования на middle-позицию

Фото: личный архив Елены Караханян

Елена Караханян

Россия, Москва



Достижения

Прошла курс за три месяца и устроилась методистом в онлайн-школу 3D-моделирования.


ссылки


✅ Помощь Центра карьеры Skillbox


Елена рассказала:


— Лена, расскажи: как изменился твой взгляд на профессию методиста после обучения на курсе?

— Я окончила педагогический вуз, но имела общее представление о функциональности методиста. Думала, что в этой работе напрочь отсутствует креатив и творчество. Будто изо дня в день методист только и делает, что составляет скучные и сухие методички по государственным образцам.

Курс вскрыл мои заблуждения. Оказалось, что методисты — универсальные бойцы. Они задействованы повсюду: не только проектируют образовательные программы для школ и вузов, но и создают обучение для больших корпораций, блогеров. Сотни форматов и направлений!

— По первому образованию ты социальный педагог-психолог. Почему выбрала именно эту профессию?

— Мне всегда хотелось изучать человека — образ его мыслей, паттерны поведения, способность к обучению и сам процесс. Профессия педагога-психолога как раз удачно совместила в себе две сферы моих интересов. Я даже успела поработать с детьми и подростками с особенностями поведения и ментального здоровья.

— И как? Ожидания от профессии оправдались?

— Не совсем. После практики в коррекционной школе я чётко решила, что в ближайшее время работать по специальности не буду. Уж слишком сильной оказалась эмоциональная вовлечённость в процесс. Я бы даже сказала — неподъёмной.

У каждого ребёнка — сложная судьба, в которой нужно разобраться. В таких условиях я выступала скорее как психолог, нежели как педагог. А меня в тот период всё больше интересовала именно вторая роль. Я мечтала проектировать образовательный опыт, создавать учебные программы, правильно их структурировать.

Социально-педагогическое образование стало мощным подспорьем для дальнейшего пути. Во-первых, дало сильную теоретическую базу: я знаю, где искать источники информации и как правильно их фильтровать. Во-вторых, познакомило с возрастной психологией: я без труда найду общий язык и со взрослым, и с ребёнком.

— И ты стала делать образовательные программы?

— Да, но происходило это скорее интуитивно, чем осознанно. Одно время я работала коучем в международной школе креативных технологий TUMO: помогала подросткам придерживаться программы обучения, достигать образовательных целей, расти личностно.

Периодически создавала упражнения, тренинги, писала сценарии, но внутренне всегда ощущала недостаток hard skills для этого.

Придумать контент — звучит просто, но как именно это сделать? В какой форме студент лучше воспримет информацию? Как ему будет комфортно? Точных ответов на эти вопросы у меня не было.

Я провела ресёрч и с удивлением узнала о специальности «методист образовательных программ». В ней идеально сочетались все важные для меня аспекты: образование, люди и творчество. Начала погружение: проходила бесплатные семинары, марафоны и интенсивы на платформе, но к самому курсу присматривалась около полугода.

Елена с командой TUMO
Фото: личный архив Елены Караханян

Свой социальный проект по стендапу: как это было

— Полгода между намерением и действием: чем ты занималась в этот промежуток?

— Параллельно работе коучем в TUMO я выиграла грант и запустила свой социальный проект «Стендап Юность» — интенсив по стендапу для подростков. Несколько недель участники изучали основы комедийного жанра, а в конце каждый из них выступил со своим монологом на сцене. Это был интересный опыт: я одновременно была и организатором, и методистом, и продюсером.

— Ого, социальный проект, да ещё и по стендапу! Как ты пришла к этому?

— Социальная работа увлекала меня давно, так как я видела её неразрывную связь с образованием. Обе системы стремятся улучшить общество: создают инициативы, внедряют полезные программы для разных категорий людей. Я всегда хотела стать частью этой среды, внести свой вклад, но не знала как.

На последних курсах универа увлеклась стендап-движением и попала в «Stand Up Лигу», творческий акселератор для молодёжи. Сперва как участник, но после нескольких выступлений почувствовала, что хочу оказаться по другую сторону, помогать с организацией. Проявила инициативу, и меня взяли менеджером проекта.

— Проявить инициативу не всегда просто. Требуется смелость и проактивность…

— Согласна. Во мне есть профессиональная лёгкость на подъём, которую я очень ценю: если вижу, что могу быть чем-то полезна и сама заинтересована в проекте, тут же предлагаю свою кандидатуру. Делаю это сдержанно, без криков на каждом углу: «Я здесь! Возьмите меня!» 🙂

Так же получилось и со стендап-акселератором: заметила, что руководительнице не хватает людей, подошла, поблагодарила за классный проект и предложила свою помощь как координатора. Через месяц присоединилась к команде на постоянной основе: организовывала концерты, съёмки, мастер-классы, встречи с комиками. Наконец, руководитель предложила мне запустить свою собственную инициативу — так и родилась «Стендап Юность» для школьников.

— Сейчас проект закрыт?

— На паузе. Мы успешно провели пилотный сезон и получили положительную обратную связь. Но теперь им занимаются другие люди и, скорее всего, в сентябре запустят.

Интересный факт: решение о покупке методического курса я приняла как раз на энергии от стендап-проектов. Год активной работы с людьми вдохновил меня не сбавлять обороты — брать и делать. Поэтому уже в отпуске, заедая усталость арбузами, я оставила заявку на обучение.

Такой я человек: мне необходимо много и сразу. Широкий спектр задач поддерживает мой мозг в постоянном тонусе.

«Прокрастинация возникает от непонимания цели»

— Какую цель ты ставила перед собой на старте обучения?

— Мой запрос звучал просто: научиться быть методистом. Со всеми вытекающими: разобраться в структуре офлайн- и онлайн-программ, познакомиться с актуальными образовательными форматами и понять, как их применять.

Срок прохождения курса поставила себе минимальный — три месяца. Надеялась, что по прошествии этого времени однозначно разберусь в профессии и найду работу.

— С какими сложностями пришлось столкнуться в процессе?

— Не могу вспомнить ни одной! Дело в том, что я не боюсь сложностей и не вижу в них проблемы. Думаю так: «Ага, сложно? Так это хорошо — значит, есть куда расти!», начинаю разбираться, гуглить, ресёрчить.

Ещё очень помогает чат с сокурсниками и кураторы. Всегда можно задать вопрос или научиться на ошибках других. Также мне сильно помогли дополнительные материалы от куратора, которые он отправлял вместе с обратной связью.

— А что насчёт самодисциплины? Неужели с ней тоже не было проблем?

— Вот представляешь, нет! Я сама по себе дисциплинированный человек: есть план — значит, сажусь и делаю. Смотрю по полмодуля в день, на домашние задания отвожу несколько дней.

Кроме личных качеств, мне также помогало понимание конечного результата: зачем я учусь и к чему стремлюсь. Для наглядной мотивации использовала программу Miro: рисовала график (своего рода дорожную карту) и возле каждой контрольной даты (пройденного модуля) писала, чему научилась и к чему меня эти знания ведут.

На мой взгляд, прокрастинация возникает от непонимания целей. Если ты свою цель знаешь, то обязательно найдёшь силы и дойдёшь до конца.

— Видимый и понятный итог курса — дипломный образовательный проект. Каким был твой?

— Каждому студенту на выбор предлагали два варианта: либо создать курс по готовому брифу от клиента, либо придумать идею самостоятельно. Конечно, я выбрала второе: прописала программу для «прокачки» учителей и развития у них soft skills — навыков выступления, самопрезентации, сторителлинга. Даже модуль по стендапу вставила 🙂

«Искала работу как junior-методист, а нашла как middle»

— Насколько трудно начинающему методисту найти работу?

— Непросто, но, как и везде, самое главное — желание. Уже через месяц обучения я приступила к поиску: смотрела вакансии в телеграм-каналах (например, «Вакансии в образовании»), а также подбирала интересные мне проекты самостоятельно и писала им напрямую. Каждый день отправляла минимум 2–3 отклика.

Кто-то мягко отказывал, кто-то звал на собеседование, а кто-то не отвечал вовсе. К любой реакции я была готова. На тестовые соглашалась с радостью, зачастую просила их сама.

— Ого! Многие, наоборот, ненавидят тестовые задания…

— Для джуна тестовое — способ наполнить портфолио. Выполняя пробные задания, я набиралась опыта, а если везло — ещё и получала обратную связь.

— К чему в итоге привёл поиск?

— Несколько недель назад меня взяли методистом в онлайн-школу 3D-моделирования 3D Club. Там обучают всем профессиям, связанным с 3D-графикой (моделлер, визуализатор), а также дизайну интерьеров и экстерьеров.

Скриншот: 3D Club

Было безумно страшно откликаться, потому что они искали полноценного и «настоящего» методиста (не младшего и не стажёра!), а я таким себя не считала. Собравшись, всё же написала и получила тестовое, которое с первого взгляда показалось мне до боли знакомым…

— Что же это было?

— Тестовое один в один совпадало с первым заданием на курсе! Требовалось заполнить бриф клиента. Я обрадовалась, потому что хорошо помнила тему, и успешно справилась — меня взяли. Позже узнала, что и руководитель, и другой методист в проекте также прошли курс Skillbox!

— Вот это совпадение! А какие у тебя обязанности как у методиста?

— Мне дали курс по дизайну интерьеров. Пока занимаюсь «подготовительной» частью: провожу исследования, кастдев, ресёрч конкурентов. Ещё пишу и оформляю рассылки, лонгриды и иногда даже монтирую уроки для других курсов. В последнем проявила инициативу сама, так как люблю фото- и видеосъёмку.

— Многопрофильная деятельность получается…

— И это я ещё забыла упомянуть про аналитику — сбор и оценку образовательных и бизнес-метрик: статистики посещаемости, количества уникальных пользователей, индекса удовлетворённости и многого другого.

— Не страшно проектировать курсы, темы которых видишь в первый раз?

— Безусловно, страх есть, но я всегда стараюсь трансформировать его в интерес. Мне кажется, методисту важно в любой ситуации оставаться гибким, открытым и жадным до знаний. И тогда эти качества обязательно победят страх. Я, например, никогда не могла и подумать, что буду изучать дизайн интерьеров — все эти стулья, торшеры и кухонные гарнитуры, но вот я здесь и увлечена.

«Персонализируйте, но не изолируйте»: о методиках и трендах

— Какие современные подходы к созданию образовательных программ тебе нравятся? 

— Сейчас у меня есть три любимых метода креативного мышления при создании образовательного контента.

  • Смена ролей. Сперва нужно подробно изучить свою ЦА: что её волнует, что она любит, чего ищет в обучении — можно даже составить наглядную карту персонажа в том же Miro. Затем — вжиться в этот собирательный образ и выписать на листок всё, что приходит в голову: что хочется изучить в рамках курса, какие эмоции получить. При проектировании курса — опираться на полученную информацию.
  • Мозговой штурм. Первый шаг: вы садитесь и начинаете генерировать идеи, записывая при этом их все — даже самые безумные. Без оценки и критики. Второй шаг: перечитываете наброски и отсеиваете нежизнеспособное. Наконец, «докручиваете» оставшиеся: пишете план и придумываете, как внедрить идеи в ваш курс.
  • Метод ассоциаций. Один из базовых методов. Берёте два не связанных факта, предмета, понятия и пытаетесь найти точку их пересечения, общую ассоциацию. Такой приём расширяет контекст образовательного курса и позволяет лаконично внедрить даже в самое серьёзное повествование что-то смешное и лёгкое. Например, мемы или шутки. Они помогают студенту ненадолго «переключиться» и разгрузить голову.

В образовании под креативом понимают не столько творческий подход, сколько умение нестандартно мыслить. Находить ранее не использованные, но эффективные решения.

— А какой тренд в современной методологии тебе близок и почему?

— Сегодня весь образовательный мир выстраивается вокруг студента — идёт тренд на персонализацию. Предлагаются индивидуальные рекомендации, даётся адресная обратная связь, формируется личный трек обучения.

С одной стороны, эта концепция мне близка, но, с другой, я бы не хотела, чтобы люди забывали о достоинствах группового формата и живого общения. Важно соблюдать баланс: персонализировать, но не изолировать.

— Какая в связи с этим у тебя есть мечта?

— Хочу создать тренд на объединение, не противоречащий персонализации, а удачно гармонирующий с ним. А ещё хочу запустить образовательное онлайн-пространство для взрослых, и для детей. Чтобы дети и родители обучались вместе и в процессе учёбы сближались.

Полезные телеграм-каналы для методистов, которые Лена читает сама и советует всем:

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована