Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Образование
#истории

«В онлайн-образовании особенно важно проявлять эмпатию»: история методиста Анны

Анна делала успехи в корпоративном образовании, но ей не хватало знаний об онлайн-методиках. Обучение помогло ей найти новые заказы и уверенность в себе.

Иллюстрация: Личный архив Анны / Rawpixel / Annie для Skillbox Media

Анна Лискова

Россия, Екатеринбург



Достижения

Повысила квалификацию, перешла на фриланс и успешно применяет новые знания в коммерческих заказах и волонтерстве.


ссылки


Анна рассказала:

  • как обучение помогло ей найти первые фриланс-заказы;
  • как методисту раскрыть потенциал эксперта;
  • в чем специфика методологии онлайн-образования;
  • как навыки методиста помогают ей в волонтерской деятельности.

«Мир изменился — я поняла, что надо повышать квалификацию»: как освоить новую специальность после декрета

— Часто методистами образовательных программ становятся преподаватели. Это ваш случай или ваша карьера до обучения была связана с другой сферой?

— У меня немного другой путь. По образованию я психолог, но я проработала по специальности всего пару лет, а потом ушла в HR. Сначала занималась подбором персонала, а потом перешла в корпоративное обучение. Там я проработала десять лет: организовывала тренинги и внешнее обучение, разрабатывала и проводила внутренние тренинги, создавала проекты по корпоративной культуре.

Последний мой проект перед уходом в декрет был посвящён цифровизации обучения.

Когда я ушла в декрет, началась пандемия, и компании стали массово переводить тренинги в онлайн-формат. На работу я вышла спустя три года, устроилась в новую компанию и увидела, что мир за это время сильно изменился. Тогда я поняла, что нужно повышать квалификацию, чтобы понять, как работают современные методологии обучения, и купила курс.

— Что нового вы узнали для себя на курсе, несмотря на большой опыт в сфере?

— Я всегда учитывала путь студента в своей работе, но скорее интуитивно. На обучении я поняла, как работать с ним системно — с методологией, расчётами и построением мотивационной карты. То же самое с брифами — я составляла их и раньше, но не так структурированно.

В целом не было ни одного модуля, из которого я бы ничего для себя не вынесла. Даже если у меня уже были знания по теме, я все равно находила приёмы и инструменты, которые позволяли их расширить.

— Как вам удавалось находить силы на учебу во время декрета и не выгореть?

— Наверное, мой ответ может показаться неожиданным, но для меня главный источник силы и вдохновения — это вера. Я верующий человек: именно в молитве я нахожу духовную опору, которая позволяет двигаться дальше. Все общественные проекты, которыми я занимаюсь в свободное время, так или иначе связаны с верой, осознанностью и внутренним смыслом.

Конечно, помогает и поддержка близких. Мой муж и наши родители всегда готовы помочь с ребенком.

«Обучение дало мне уверенность, чтобы перейти на фриланс»: как найти первые заказы в новой сфере

— После декрета вы вышли на работу в новую компанию. Столкнулись ли вы там с новыми задачами по цифровизации?

— Я разрабатывала офлайн-программу повышения квалификации для руководителей. Но даже в этом знакомом формате я смогла применить новые знания, например о пути студента. Правда, эту программу я не дописала — ушла из компании, чтобы заниматься проектной работой.

Обучение дало мне уверенность и полезные знакомства, чтобы рискнуть и уйти на фриланс.

Мои первые заказы пришли от эксперта с курса, которому я просто однажды написала в Telegram: «Я у вас училась, мне очень понравился ваш модуль, давайте посотрудничаем?»

Фриланс подарил мне свободу: у меня появилось больше времени на ребёнка и просветительские проекты. Я часто езжу на встречи и семинары, а это сложно совмещать с офисной работой. Правда, в моей карьере всё же остался офлайн-элемент — я преподаю биологию в частной школе.

— Не сложно ли было перестроиться на фриланс после десяти лет работы над программами для одной компании?

— У меня не было трудностей с тем, чтобы вливаться в разноплановые проекты или адаптироваться под новые компании. Возможно, потому, что до этого я работала в крупном отельно-ресторанном холдинге, куда входило много разных предприятий. Поэтому я привыкла подстраиваться под разные форматы и команды.

Плюс многое зависит от того, как организованы процессы в компании. Все проекты, которые я беру сейчас, приходят от методического бюро «Метко»: там хорошо выстроены процессы и есть опытные эксперты, после общения с которыми получаешь чёткое представление о том, что именно нужно.

А это и есть задача методиста — грамотно выстроить коммуникацию с экспертами, чтобы структурировать полученные знания и превратить их в обучающий продукт.

— Расскажите подробнее про свои проекты — о чем они?

— Мой первый проект — онлайн-курс для студентов. Это был заказ от крупной компании, которая стремилась повысить свою узнаваемость среди молодежи.

Я подключилась к проекту уже после этапа исследования и застала разработку. Ознакомилась с результатами исследования, брифами и референсами, а затем вместе с ещё одним методистом и экспертами проработала концепцию курса и поурочный план. Тандем получился продуктивным: мы предоставили методическое оформление, а эксперты — знание предмета.

«Особенно важно уметь выстраивать диалог»: о специфике методологии онлайн-образования

— Как вы выстраиваете общение с экспертами так, чтобы максимально раскрыть их?

— Перед первой встречей я составляю список вопросов — это помогает сфокусироваться и сразу задать разговору нужное направление. Очень помогает придумывать вопросы от лица будущего слушателя курса: если что-то непонятно даже тебе как методисту, не нужно стесняться попросить у эксперта объяснить это более простым языком или привести примеры. Это не только улучшит материал, но и заранее снимет лишнюю нагрузку с эксперта.

Фото: личный архив Анны Лисковой

Вопросы я заранее отправляю эксперту, чтобы у него было время подумать и подготовиться. Обычно компании приглашают в качестве спикеров тех, кто действительно любит делиться знаниями, поэтому раскрыть их не сложно. Главное — строить коммуникацию на принципах уважения. Не менее важны ясность и последовательность. После интервью я фиксирую всё сказанное в письменном виде, отправляю эксперту на согласование и запрашиваю обратную связь.

— А какие нюансы должен учитывать методист, когда разрабатывает онлайн-курс?

— В онлайне особенно важно уметь выстроить диалог, даже если по факту ты один по эту сторону экрана. Когда пишешь подводки к материалам, важно создать у студента ощущение, что он не просто читает текст, а действительно участвует в разговоре, слышит голос, чувствует поддержку.

Это, пожалуй, одна из самых непростых задач. Она требует не только копирайтерских навыков, но и понимания психологии: как человек читает, на что реагирует, что может его вовлечь. Помню, когда делали первый онлайн-курс, больше всего времени ушло на переписывание подводок в попытках найти тон, который дотянется до студента.

А еще в онлайн-формате особенно важно продумать путь студента. Я стараюсь заранее предусмотреть, на каком этапе у человека может упасть мотивация: где он может застрять, а где, наоборот, почувствует прогресс. Чтобы избежать потери интереса, я размещаю на определённых ступенях курса облегчённые задания, ободряющие фразы или карту прогресса, чтобы студент видел, как много он уже прошёл.

Одна из самых больших проблем онлайн-обучения — отсутствие живой обратной связи. Чтобы это компенсировать, в одном из курсов мы придумали такой формат: эксперт записывал видеоуроки, а на следующий день — видео, где он разбирал типичные ошибки в заданиях предыдущего дня. Это давало студентам хоть какую-то точку опоры и возможность проверить себя.

В общем, в онлайн-образовании особенно важно проявлять эмпатию и непрерывно задаваться вопросом: «Как студенту будет проще, понятнее, ближе?»

— Наверное, в этом вам особенно пригождается психологическое образование.

— Образование заложило основу, но больше выручает жизненный опыт и практика. При разработке онлайн-курсов помогает то, что я практикующий тренер и фасилитатор. Я вживую работаю с людьми, в том числе со школьниками, поэтому представляю себе их поведение, реакции и вопросы, и на основании этого могу примерно спрогнозировать, как они воспримут онлайн-материал.

Методисту, который никогда не работал «в поле», сложнее. Имея за плечами только теорию, не чувствуешь тех нюансов, которые познаются только на практике.

— Первые фриланс-заказы вы получили от преподавателей Skillbox. А как искали клиентов дальше?

— Пока сотрудничаю только с ними и не стремлюсь брать другие проекты — у меня есть другая занятость: я веду фасилитации и преподаю биологию в частной школе для учеников 5–6-х классов. Это мой первый опыт преподавания в школе, но не первый — работы с учениками. После вуза я немного поработала школьным психологом, поэтому проблемы и особенности коммуникации школьников мне знакомы и понятны.

Несмотря на то что преподавание не является основным занятием, я всё равно стараюсь подходить к нему системно: выстраиваю полугодовые и годовые планы, продумываю структуру уроков. В общем, пока мне хватает нагрузки.

«Моя мечта — помочь людям услышать себя и найти свой путь»

— Действительно, звучит насыщенно! И, помимо этого, вы ещё занимаетесь просветительской деятельностью. Расскажете о своих общественных проектах?

— Один из недавних — выставка об истории церкви. Она проходила в Казани, и я ездила туда как волонтёр-экскурсовод: проводила экскурсии для посетителей, рассказывала об экспонатах, погружала в контекст.

В Екатеринбурге, откуда я родом, я участвовала в крупном выставочном проекте, посвящённом княгине Елизавете Федоровне Романовой. Яотовила и проводила экскурсии и работала с материалом, чтобы донести его до слушателей простым и живым языком.

Такие просветительские проекты мне особенно близки — они помогают людям по-новому взглянуть на церковную историю и на людей, значимых как для города, так и для всей духовной традиции.

Помимо этого, я провожу встречи, на которых мы обсуждаем вопросы веры: что такое христианство, как и зачем читать Библию, как осознанно подходить к духовной жизни.

Когда-то я и сама была участницей подобных встреч. Знания, которые я там получила, дали мне духовную опору, и я стала практикующей христианкой. А позже и вовсе получила теологическое образование и защитила диплом бакалавра по богословию. Это позволило мне не только участвовать во встречах, но и выступать в роли ведущей.

Анна на одной из экскурсий по Екатеринбургу
Фото: личный архив Анны Лисковой

— У вас возникало желание совместить две сферы ваших интересов и разработать онлайн-программу, связанную с христианством?

— Про онлайн-программу я пока не думала — кажется, что в этой сфере уже достаточно подобных предложений, поэтому потребность частично закрыта. Мне ближе формат очных встреч, особенно когда речь идёт о духовной и личностной работе. В таких ситуациях важно живое общение, возможность видеть глаза, слышать интонацию, быть рядом с человеком в момент поиска и размышлений.

На живых встречах я применяю свои профессиональные навыки фасилитатора и методиста. Не просто веду, а продумываю встречу заранее, формулирую задачи, выстраиваю структуру и подбираю подходящий формат обсуждения.

Недавно у меня появилась мечта — создать офлайн-курс, посвящённый поиску своего призвания.

Очень хочется помочь людям услышать себя и распознать свой путь. Пока это только идея, но, надеюсь, однажды я оформлю её в системный цикл встреч.



Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована