Сторителлинг в образовании: просто модная фишка или действительно полезная штука?
Учили же как-то раньше без всех этих хитроумных наворотов, и вполне успешно. Зачем превращать серьёзный процесс в развлечение?
Кто помог нам разобраться:
Елизавета Лобанова
Методист, тимлид направления «Бизнес-школа» онлайн-университета Skillbox. Приверженица креативных технологий и методик в образовании. Разрабатывает игры и квесты для образовательных целей, которые нравятся даже очень серьёзным студентам.
Что такое сторителлинг в образовании?
Любой сторителлинг вообще — это рассказывание историй (прямой перевод английского storytelling). В контексте образования сторителлинг — это методика, которая предполагает использование историй для достижения образовательных целей и результатов. Она может быть вплетена в программу обучения частично — или сквозным образом, охватывая весь курс. Иными словами, это некая история, которая рассказывается постепенно, развиваясь по ходу образовательной программы.
Можно конкретный пример сторителлинга?
Конечно. Например, в Skillbox есть учебный курс «Перезагрузка карьеры», его суть в том, что люди учатся, как сознательно планировать карьеры, проводить аудит своего карьерного пути, искать точки роста. В программу этого курса включён разветвлённый квест. Он выглядит как переписка учащегося с виртуальным персонажем, который просит помочь ему найти работу. Если учащийся даёт верные советы (опираясь на те знания, которые получает во время курса обучения), то виртуального героя берут на желаемую должность в хорошую компанию. Если студент ошибается, герой не достигает своей цели. Такие квесты хороши для формирования и проверки поведенческих паттернов.
А когда преподаватель на лекции рассказывает истории из жизни — это тоже сторителлинг?
Смотря для чего он их рассказывает. Если истории не по теме лекции, а, например, просто для переключения внимания студентов, то это не сторителлинг. Если это случаи из жизни по теме лекции, то такой приём можно назвать ситуационным сторителлингом, иллюстрацией. Но иллюстрация — далеко не основная функция этого приёма. Вообще, профессионалы под сторителлингом обычно имеют в виду включение в учебный курс целой сюжетной линии.
Какие функции у «настоящего», большого сторителлинга? Когда в курс включают сюжетную линию?
Основных функций четыре:
- Сделать курс более интересным, вовлечь студентов, чтобы они прошли его до конца, не заскучали в процессе. Особенно это актуально на долгосрочных обучающих онлайн-программах. Когда ждёшь продолжения истории, это вовлекает, как сериал. Для этого можно придумать историю, которая будет служить мостиком между модулями курса или отдельными лекциями одного модуля.
- Удерживать внимание студента во время занятия. Когда человек учится онлайн, у него масса отвлекающих факторов: можно, слушая лекцию, залезть в соцсети, включить телевизор. Интересная история помогает удержать внимание.
- Рассказывать о сложных вещах простым языком, чтобы информация воспринималась легче. На опыте персонажей студент лучше понимает некоторые теоретические вещи, которые объясняет преподаватель. Есть несколько жанров историй, наиболее популярных в образовании: например, «история Золушки» или, наоборот, история неудач (когда студенты учатся на ошибках героя, как делать неправильно и как эти ошибки исправлять). Преподаватель может рассказывать длинную историю по ходу курса, постепенно развивая сюжет.
- Инструмент проверочных заданий — как в приведённом выше примере с персонажем, которому надо давать правильные советы про карьеру.
А ещё сторителлинг помогает создать такую атмосферу во время обучения, в которую студенту хочется возвращаться, потому что он получил удовольствие от процесса. Сейчас у студентов очень большой выбор похожих обучающих программ от разных школ и университетов. Создателям этих программ важно сделать так, чтобы человек не просто прошёл один курс на их платформе, но и вернулся сюда снова, когда ему понадобятся новые знания. Люди стремятся вернуться туда, где им было интересно.
Разве история не отнимает время, которого и на «нормальное»-то объяснение не всегда хватает?
Нет, на историю не требуется много времени. Достаточно двухминутного видео, небольшого комикса или письменного рассказа на один абзац. Материал и время остаются теми же, меняется лишь формат подачи — на более увлекательный.
Сторителлинг — инструмент универсальный или для особых случаев? Его можно применять в любом обучающем курсе? Вот, например, в курсе по ядерной физике можно?
Сторителлинг можно использовать в любом тематическом направлении образования. Естественнонаучные и технические дисциплины не исключение.
Например, один творческий школьный учитель географии организовал всю свою программу в формате сторителлинга. Он следовал содержанию школьной программы, но за счёт смены ролей превратил скучные параграфы в путешествие, а контрольные — в поиск таинственных артефактов. Класс подростков превратился в экспедиционную группу.
Точно так же в зависимости от темы дисциплины можно придумать историю, например, о полёте на космическом корабле или роботе, которого нужно починить. Можно придумать даже историю о протонах, нейтронах и позитронах, если говорить о ядерной физике.
У фантазии нет границ. Главное — держать в уме, для каких целей это делается, то есть продуманно использовать сторителлинг как инструмент, а не просто так.
Сторителлинг в онлайн-обучении чем-то отличается от сторителлинга в офлайн-обучении?
Пожалуй, только тем, что в онлайне у методистов шире выбор форматов, с помощью которых можно подать историю. В офлайне есть не так много вариантов: устный рассказ или письменная история либо комиксы в методических материалах. А в онлайне можно создавать видео, подкасты, комиксы, тексты, квесты, диалоговые упражнения — много всего.
Может ли преподаватель или методист внести в образовательную программу элементы сторителлинга, если он не писатель и не учился на курсах сценарного мастерства?
Конечно, может, если познакомится с приёмами сторителлинга. Есть типичные жанры историй и шаблонные схемы их построения, существует множество книг по сценарному мастерству, где всё это можно найти. Основное правило: трёхактная структура истории. Первая часть — это экспозиция и завязка сюжета, они занимают 20–25% содержания истории. Вторая часть — основное содержание сюжетной линии (герой борется со сложностями). Третья часть — развязка, которая тоже занимает 20–25% сюжета.
Какие бывают типичные ошибки использования сторителлинга в обучении?
Первая ошибка — непопадание в целевую аудиторию. Если студент не ассоциирует себя с главным героем, у него не возникает эмоциональной связи с историей. Условно говоря, не стоит рассказывать бизнесменам про ребят и зверят, а ученикам начальной школы — про директоров компаний.
Вторая ошибка — скучная, «вымученная» история. Это не вовлекает, а, наоборот, отвращает. Если не получается придумать действительно удачную историю, лучше обойтись совсем без сторителлинга.
Третья ошибка — бесцельное использование сторителлинга. Даже суперинтересная история будет неуместна, если она не вписывается в курс органично и не служит никакой цели. Помните, что это элемент обучающей программы, а в программе не должно быть ничего случайного.
Четвёртая ошибка — перегрузка содержания программы сторителлингом. Слишком большая или слишком часто упоминаемая история только навредит. Во всём важен баланс, основная цель курса — научить, а не показать сериал.