Образование
#новости

Стало известно, чему важно учить будущих предпринимателей

Такой анализ провёл Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала.

Центр создан в рамках нацпроекта «Наука» в 2020 году. А его учредители ⏤ НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГИМО и Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

По итогам обзора лучших зарубежных практик специального образования для предпринимателей исследователи выявили 71 компетенцию, которая приобретается в ходе такого обучения. Для анализа исследователи отобрали 63 программы из 44 университетов в 24 странах. По результатам исследования центр выпустил доклад «Обучение предпринимательству в вузах России и мира».

Самыми часто упоминаемыми навыками, которым обучают в рамках зарубежного предпринимательского образования, оказались:

  • командная работа (упоминается в 21 программе);
  • устная и письменная коммуникация (упоминается в 14 программах);
  • управление и критическое мышление (упоминаются в 12 программах).
  • анализ, принятие решений и презентация в устной и письменной форме (по 10 упоминаний).

Авторы исследования поясняют, что названные навыки можно разделить на две большие группы:

  1. Общие (убеждение, командная работа, творческое мышление, презентация в письменной и устной форме, принятие решений, критическое мышление, проявление инициативы);
  2. Специальные (подготовка бизнес-плана, финансовый и бухгалтерский анализ, управление инновациями, привлечение инвесторов, управление человеческими ресурсами).

Исследователи также отмечают, что создатели образовательных программ включают в них одни и те же компетенции вне зависимости от ступени образования (например, бакалавриат, магистратура и так далее). То есть любая предпринимательская программа обычно даёт один набор опыта, знаний и навыков. Но единого перечня учебных дисциплин, которые должны обязательно содержаться в программе, в исследовании нет.

Анализ позволил выделить и важнейшие навыки преподавателей: наличие предпринимательского опыта и погружённость в сферу хотя бы на уровне интереса к новостям и последним разработкам. Важно также умение работать в команде, потому что это помогает достичь наибольшей эффективности. Кроме того, преподавателю нужны рабочие контакты с внешней средой (представителями бизнеса). Однако усилия к этому должен прилагать не только он сам, но и вуз.

Авторы доклада отмечают, что в России сейчас наблюдается бум предпринимательских курсов. Правда, пока об устойчивом успехе говорить не приходится, ведь таких программ в университетах не так уж и много. По данным глобального исследования предпринимательского духа студентов (GUESSS), Россия уступает большинству стран по количеству студентов, имеющих опыт прохождения предпринимательских курсов.

Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM), в свою очередь, представляет актуальные показатели России в сравнении с другими государствами. Так, Россия занимает предпоследнее место среди всех изученных стран (около 50) по доле респондентов, которые видят хорошие возможности для запуска своего дела и считают, что в их стране легко начать бизнес (около 30%). Помимо этого, Россия занимает одно из последних мест по доле респондентов, заявивших, что у них хватает знаний, навыков и опыта для начала своего дела (около 35% против, например, 65% в США).

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована