Что это за навык
К такому выводу пришли учёные Российской академии образования и МГУ имени
М. В. Ломоносова. По их мнению, на успешную адаптацию ребёнка в образовательной среде и социуме влияет его навык саморегуляции ― способности контролировать свои эмоции, познавательные процессы и поведение. Как отметили исследователи, у каждого третьего ребёнка, поступающего в школу, это умение недостаточно развито.
За счёт чего он функционирует
Психологи изучили рабочую память человека (она отвечает удерживание информации и способность использовать её), когнитивную гибкость (способность переходить от одной задачи к другой) и сдерживающий контроль (навык подавлять отвлекающую в моменте информацию или реакцию). Все эти компоненты так или иначе связаны с освоением математики. Так, рабочая память влияет на способности к счёту в дошкольном и младшем школьном возрасте, а когнитивная гибкость
и навыки самоконтроля в дошкольном возрасте впоследствии сказываются на математических достижениях ребёнка в более старшем возрасте.
Впрочем, не стоит полагаться лишь на навыки саморегуляции ребёнка ― его
успехи в математике настолько же зависят от школьной программы по предмету
и от преподавателя, отмечают исследователи. Они говорят, что родители могут сами проверить, насколько развиты навыки самоконтроля у их ребёнка. Если ему сложно сфокусироваться на лёгких заданиях, он постоянно отвлекается, плохо запоминает простые инструкции, переключается между разными заданиями
и не способен сдерживать эмоциональные реакции, то над саморегуляцией ещё предстоит поработать.
«Мы можем с уверенностью сказать, что дети, обладающие сформированной на высоком уровне саморегуляцией, имеют больше шансов хорошо учиться. Особенно ярко это проявляется в освоении математики. Здесь связь даже более тесная, чем
с чтением и письмом», ― отметил академик РАО Александр Веракса.
Что ещё связано с математическими успехами
В недавнем исследовании Университета Буффало о дислексии говорилось
о взаимосвязи математических навыков с читательскими. Работа опубликована
в журнале Frontiers in Computational Neuroscience. Оказалось, что области мозга, отвечающие за чтение, активны и при выполнении математических задач — например, при умножении. Учёные пришли к выводу, что у тех, кто лучше читает, есть способности и к математике.
Недавно мы рассказывали об опыте Департамента питания, физических упражнений и спорта Копенгагенского университета, который исследовал взаимосвязь между успехами в математике и физической активностью. В нескольких школах города для учеников 1–5 классов проходили объединённые уроки (математика + баскетбол). Ребята выполняли вычисления прямо во время игры. Например, они должны были посчитать, сколько раз закинули мяч в кольцо с разного расстояния, а затем сложить полученные значения.
Показатели контрольной группы выросли по сравнению с показателями учеников, продолживших обучение в стандартном формате. Так, участники эксперимента усвоили знания по математике на 6% лучше, их уверенность в своих математических способностях выросла на 14%, а мотивация к изучению предмета ― на 16%.
Кроме того, на развитие математических навыков хорошо влияет решение задач
на пространственную память. Об этом говорят результаты исследования шведских учёных. В ходе эксперимента дети решали задачи на вращение, визуальную кратковременную память и логическое мышление. Предположение исследователей, что развитие пространственного мышления, которое применяется во многих сферах, поможет детям в разных областях знаний, оправдалось: после семи недель регулярной практики их математические навыки улучшились.
А ещё недавно стало известно, что успеваемость старших школьников по математике связана с таким психологическим показателем, как уровень доверия. Это выяснилось в ходе исследования ОЭСР «За пределами академического обучения». Эксперты объяснили это так: во время занятий математикой нормально делать ошибки, и ученикам важно не бояться этого. Если же учитель или родитель ругают ребёнка за ошибки, то он не воспринимает их как нормальный образовательный опыт и становится более ранимым. Это снижает уровень доверия и веры в собственные способности по предмету и в итоге влияет и на успехи.