Образование
#новости

Стало известно, как сделать ускоренный просмотр лекций более эффективным

В экспериментах учебный материал одинаково хорошо запомнили те, кто смотрел лекцию в обычном формате, и те, кто ускорил видео в два раза.

Как показали исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США), лучше запомнить содержание прослушанной на повышенной скорости лекции помогает ведение конспектов. Результатами двух экспериментов с более чем 350 участниками они поделились в статье, которая вышла в журнале Applied Cognitive Psychology.

Участники обоих исследований смотрели две лекции: одна была о геологических периодах палеозойской эры, а другая — о принципах микроэкономики. Эти темы выбрали, так как представленный контент, вероятно, был не знаком испытуемым — студентам психологического факультета. После лекций участники сдавали тесты по их содержанию, и для эксперимента требовалось, чтобы результат отражал усвоенный в ходе исследования материал, а не предыдущие знания.

В каждом из экспериментов половине испытуемых включали лекции на обычной скорости, а половине — на повышенной в два раза. Каждую из групп делили пополам ещё раз: одним участникам разрешили делать заметки во время просмотра, а другим нет. Различие между двумя экспериментами состояло в том, что в первом испытуемые конспектировали лекции на ноутбуках, а во втором делали заметки от руки.

По итогам обоих экспериментов исследователи обнаружили незначительный негативный эффект на результаты тестов, связанных с увеличением скорости видео (то есть те, кто смотрел в ускоренном темпе, усвоили чуть меньше). Однако участники, которым позволили при этом вести конспект, имели серьёзное преимущество: анализ не выявил существенных различий в успеваемости между теми, кто делал заметки при прослушивании лекций на удвоенной скорости, и теми, кто смотрел обычное видео и не конспектировал.

То есть конспект как бы компенсировал негативный эффект, который оказывает на запоминание просмотр ускоренных видео. Причём формат конспекта — на ноутбуке или от руки — не сыграл никакой роли, в любом случае вести его оказалось полезно. По словам авторов, отчасти эффект может быть связан с тем, что ведение заметок требует сосредоточенности на лекции, поэтому участники с конспектами просто меньше отвлекались в процессе.

Исследователи рекомендуют всем, кто обучается онлайн и смотрит лекционные видео в ускоренном режиме, делать заметки. Из-за скорости воспроизведения вести подробный конспект не получится по естественным причинам. Но даже краткие наброски помогают запомнить содержание лучше, чем если их не делать. Исследователи считают этот вывод особенно важным для студентов, которые в силу разных обстоятельств, например из-за работы, не могут посвящать учёбе достаточно времени.

Кстати, это не первое исследование этой команды учёных, посвящённое просмотру учебных видео на повышенной скорости. В предыдущем эксперименте они выяснили, что просмотр видео на удвоенной скорости значительно не влияет на усвоение материала: респонденты из групп, которые смотрели лекции с ускорением видео в полтора и два раза, в среднем дали около 25 верных ответов в тесте, а те, кто смотрел уроки на обычной скорости, — 26. Правда, в этом исследовании изучалось усвоение сравнительно простого учебного контента.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована