20 февраля состоялась конференция «На шаг впереди: используем новые технологии в школе», организованная «Учи.ру». В её рамках прошла пресс-конференция, на которой представители региональных школ и органов управления образованием затронули темы цифровизации образования и использования нейросетей.
Как эксперты оценивают цифровизацию школ в регионах
По словам проректора Нижегородского института развития образования Дмитрия Кабешева, в школах региона используется широкий спектр образовательных платформ — как коммерческих, так и бесплатных. Это расширяет возможности педагогов и учеников, особенно в сельских школах, где доступ к учебным материалам обычно ограничен. При этом, как считает спикер, «абсолютизировать цифровые технологии в образовании не следует», и сейчас в школах важно выстроить такую систему, в которой цифровые решения обогащают учебный процесс, но не замещают, собственно, образование:
«Благодаря нацпроекту, поддержке и субсидиям мы быстро, как могли, насытили школы цифровыми технологиями. И сейчас как раз наступает период адаптации школы к этим технологиям. Рынок сейчас предлагает очень много вариантов, очень много различных платформ, и нужно сделать так, чтобы они заняли свою нишу».
Речь идёт о завершённом в прошлом году национальном проекте «Образование», в который входил федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС), призванный оснастить школы высокотехнологичным оборудованием и внедрить в обучение цифровые сервисы для педагогов и школьников.
Директор Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий Ольга Дуброва назвала ещё один вызов, связанный с безопасностью использования цифровых платформ и с опасениями родителей по этому поводу. По её мнению, школам стоит вести просветительскую работу среди родителей учеников: закономерно, что они беспокоятся, если платформа требует ввести персональные данные ребёнка или зарегистрироваться через аккаунт госуслуг.
Вопрос безопасности затронула и Вероника Ефремова, директор департамента образования и науки Тюменской области: «Вопрос унификации учебных материалов — это и есть государственная политика в области образования. Если платформы это будут поддерживать, то, я думаю, они будут жить и выбор будет за потребителем. Конечно, региональные органы власти идут по пути проверенных платформ, подтвердивших свою устойчивость, сохранность данных, качество экспертности, стабильность работы и много других характеристик, в основном технических. Тем не менее экспертиза материалов через очень скорое время станет основной в работе этих платформ».
Напомним, что c 1 сентября 2022 года в школах можно использовать только верифицированные электронные образовательные ресурсы из перечня, который составляет и утверждает Министерство просвещения. В процессе экспертизы материалы, представленные на этих ресурсах, анализируются по обширному перечню критериев.
Как в образование в регионах внедряют нейросети
На пресс-конференции прозвучал вопрос и о том, как нейросети могут повлиять на управление образованием. Вероника Ефремова ответила, что применение ИИ пока не проникло в работу чиновников, но она бы хотела, чтобы в будущем появились виртуальные ассистенты, которые, например, помогали бы госслужащим работать с базами данных. Это мнение поддержала и Ольга Дуброва, заметив, что уже сейчас работу с нейросетями важно включать в подготовку руководителей в образовании.
Кроме того, спикеры назвали несколько региональных проектов по внедрению ИИ-инструментов в образование и подготовку педагогических кадров. Так, в ТюмГу, по словам Вероники Ефремовой, разрабатывают два параллельных проекта: ИИ-ассистента учителя, который помогает вести уроки по естественно-научным предметам, и ассистента вузовского преподавателя. Ранее в ТюмГУ представили ряд экспериментов с чат-ботами, которые могут брать на себя отдельные задачи преподавателей в вузах, — и разработки продолжаются.
Ректор Нижегородского института развития образования Елена Окунькова рассказала о работе над проектом виртуального помощника-методиста — он призван решить проблему нехватки методической поддержки учителей, особенно актуальную для молодых педагогов. Согласно задумке, он будет оценивать то, как учитель ведёт урок, структуру урока и его составляющие, и давать рекомендации о том, что можно улучшить.
А Ольга Дуброва рассказала, что Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий выстраивает обучение педагогов работе с нейросетями.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее