Ежегодно в декабре издательства словарей, институты и другие организации отмечают слова, которые в уходящем году стали особенно актуальными или популярными. Портал «Грамота.ру» присоединился к этой акции в 2023 году и по итогам анализа и экспертной оценки, в которой участвовали российские специалисты в области языка, самым актуальным назвал слово «нейросеть». В 2024-м словом года по версии «Грамоты.ру» стало «вайб», а в 2025-м — «зумер».
Эксперты могли проголосовать сразу за три слова из шорт-листа. Финальный топ-5 выглядит так:
- «зумер» — 42%;
- «выгорание» — 38%;
- «ред-флаг» — 37%;
- «промпт» — 36%;
- «пупупу» — 28%.
Почему слово «зумер» стало самым актуальным в 2025 году
Зумерами называют представителей поколения Z — родившихся приблизительно с 1996 по 2010 год. Это слово, в отличие от того же «промпт» и модного «ред-флаг», существует достаточно давно. Как отмечает «Грамота.ру», оригинальное англоязычное слово zoomer впервые использовали в 2016 году, в 2018-м оно набрало популярность благодаря мему, а на русском языке термин начал распространяться в СМИ и медиа с 2020 года.
И от года к году в поисковых системах растёт количество запросов, связанных с зумерами. Так, в ноябре 2023 года слово «зумер» встречалось в 65 тысячах запросов в «Яндексе», через год — уже в 168 тысячах, а в ноябре 2025-го это количество дошло до более 400 тысяч запросов.
Почему в 2025-м произошёл такой всплеск интереса к зумерам? Скорее всего, дело в том, что всё больше представителей поколения становятся студентами и выходят на рынок труда. Это уже не школьники-подростки (разве что — самые младшие зумеры, рождённые около 2010 года), а взрослые члены общества, и поколения старше сталкиваются с вопросами, как их обучать, как с ними общаться и работать.
Есть ли на самом деле у зумеров специфические особенности, которые отличают их от предыдущего поколения (миллениалов), или это стереотипные представления о них — вопрос открытый. Но в любом случае, будь это действительные особенности или просто стереотипы, объясняют это тотальной сменой источников и способов потребления информации, которая пришлась как раз на детство зумеров.
О каких особенностях зумеров идёт речь
Зумеры — первые в истории «цифровые аборигены», которые взрослели при повсеместном распространении интернета и мобильных устройств (конечно, это касается в первую очередь населения крупных городов).
Пожалуй, самый устойчивый стереотип о зумерах касается того, что им будто бы присуще «клиповое мышление». Согласно некоторым исследованиям, оно формируется из-за информационной перегрузки, привычки потреблять контент в коротких форматах и воздействия соцсетей, стимулирующих дофаминовую зависимость. Из-за этого, считают исследователи, современные школьники и студенты испытывают сложности с пониманием прочитанного и критическим анализом информации.
Из этого следует представление, что студенты, привыкшие получать информацию из секундных видео в TikTok, предпочитают и учиться в таком же микроформате — потому что им сложно сфокусировать внимание на более длительный срок и, например, прослушать часовую лекцию. Это представление не всегда подтверждается. Тем не менее среди тех, кто занимается образованием и обучением, очень популярны идеи и советы о том, что студентов-зумеров нужно вовлекать в учёбу какими-то особыми способами.
Кроме того, целый набор стереотипов связан с отношением зумеров к работе. Их нередко называют инфантильными, ленивыми и немотивированными, не готовыми поступаться личным комфортом и прикладывать усилия, чтобы добиться успехов в карьере. Отчасти это представление подкрепляет статистика — по данным Международной организации труда, в 2022 году 289 миллионов человек (23,5%) в возрасте от 15 до 24 лет по всему миру относилось к категории NEET (это аббревиатура от английского выражения «not in education, employment, or training» — то есть «не работают и не учатся»). В России доля экономически неактивных зумеров меньше, чем в целом по миру, — около 12%.
При этом, как показало недавнее исследование «Института iSpring», зумеры всё же хотят профессионально развиваться и им интересно учиться новому, но для этого им нужны подходящие условия. Например, для поколения Z важно их эмоциональное и физическое состояние, психологический климат в коллективе и возможность быть собой, а не подстраиваться под унифицированный образ идеального сотрудника. Также они не принимают жёсткую вертикальную иерархию и постановку задач в стиле «это нужно сделать, потому что я так сказал», без энтузиазма относятся к формальному обучению. Мотивацию зумеров рождают понимание смысла деятельности, прозрачная коммуникация и своевременная обратная связь, доброжелательные отношения в коллективе. Если учесть это в создании рабочей среды и поддерживать баланс между комфортом и структурой, молодые сотрудники станут ценными членами команды.
Какие слова года отметили за рубежом
Слова года по версиям зарубежных издательств оказались тесно связаны с цифровой средой и распространением нейросетей. Так, словарь Коллинза назвал словом 2025 года «вайб-кодинг» (англ. vibe coding). Так называют подход к программированию, когда разработчик составляет промпт для ИИ, а тот по его запросу пишет код.
По версии Кембриджского словаря, уходящий год характеризует прилагательное «парасоциальный» (англ. parasocial) — оно описывает одностороннюю эмоциональную связь, которую человек формирует с известной личностью (например, с актёром, поп-звездой или инфлюенсером), вымышленным персонажем или ИИ-чат-ботом.
Издательство Оксфордского университета объявило словом года rage bait — дословно это выражение можно перевести как «приманка для гнева». Оно означает намеренно провокационный контент, созданный для того, чтобы возмутить читателей или зрителей и тем самым повысить количество просмотров и комментариев.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее