О лауреатах 2023 года сообщается на сайте премии.
Что это за премия
Шнобелевскую премию (Ig Nobel Prize) учредил в 1991 году в США году Марк Абрахамс, сооснователь сатирического журнала о науке «Анналы невероятных исследований». Это шуточная награда: к примеру, приз представляет собой банкноту в 10 трлн долларов Зимбабве (такие выпускались в период гиперинфляции в 2009 году и уже вышли из обращения).
Но Шнобелевскую премию тем не менее обычно присуждают учёным за реальные научные достижения. Например, победителей на церемонии награждения представляют настоящие нобелевские лауреаты. Отличие от более серьёзных конкурсов в том, что темы исследований-победителей здесь звучат курьёзно или абсурдно. Шнобелевской премией поощряют открытия, описание которых сначала заставляет засмеяться, а потом задуматься — и, может быть, заинтересоваться наукой.
Организаторы премии намеренно выбирают самые необычные научные работы — чтобы найти такие идеи, учёные должны обладать смелым воображением! Например, премию по инженерии в этом году присудили команде американских изобретателей «некроботики» — они придумали превращать в роботов мёртвых пауков. А исследователи из Японии получили награду за идею пускать электрический ток по соломинкам для питья и палочкам для еды, чтобы люди почувствовали в продуктах и напитках новые вкусы.
За что наградили исследователей в области образования
Шнобелевскую премию по образованию вручили впервые в 1991 году. Организаторы отметили работу интернациональной команды из Гонконга, Канады, Великобритании, Нидерландов, Ирландии, США и Японии. На награждении присутствовали учёные, участвовавшие в двух ключевых исследованиях по теме, — Вайнанд Ван Тилбург (Университет Эссекса в Великобритании), Кэти Тэм (Университет Торонто в Канаде) и Кристиан Чэн (Университет Гонконга).
Научная работа, за которую учёные получили Шнобелевку, заключалась в двух исследованиях и была описана в двух статьях. В первой в 2020-м авторы объяснили, как скука учителей вызывает скуку у учеников. В исследовании участвовали 437 школьников из Гонконга и 17 их учителей. Десять учебных дней подряд все заполняли короткие опросники — педагоги отмечали, насколько им скучно на работе, а школьники оценивали своё состояние и то, насколько скучающими на занятиях им кажутся учителя.
Проанализировав все ответы, авторы обнаружили следующее. Если ученики замечали, что учитель скучает во время уроков, то они и свой уровень скуки определяли как более высокий, а уровень мотивации учиться — ниже. Однако связи между тем, как оценивали себя сами учителя, и тем, как их воспринимали школьники, не нашлось (проще говоря, дети не всегда правильно могли угадать, скучно учителю или нет). Но в то же время у педагогов, которые сами сообщали о своей скуке, ученики оказались менее мотивированными. Словом, вывод очевидный: если на педагога его работа нагоняет скуку, то вряд ли он вдохновит кого-то из учеников.
Работа 2022-го посвящена тому, как само ожидание скучной лекции заставляет студентов терять к ней интерес. Это исследование проводили в вузе в три волны. В двух первых авторы опрашивали учащихся до и после лекций — об их ожиданиях и о реальных впечатлениях (всего в опросах участвовали 250 студентов). В третьей волне провели эксперимент: перед просмотром одной и той же видеолекции участников настраивали по-разному. Одним сказали, что они будут смотреть самую скучную лекцию в истории, другим — что это одна из самых интересных лекций, а третьим просто выдали ноутбук с видео под нейтральным названием «Лекция». В этом эксперименте участвовали 92 студента.
Опросы показали чёткую корреляцию: если студенты ожидали, что лекция будет скучной, то выходили они именно с таким впечатлением. Эксперимент показал такой же результат: те, кого настроили, что они услышат самую скучную лекцию в истории, действительно посчитали её в итоге скучной. А вот тем, кого не настраивали негативно, занятие понравилось больше.
Авторы сделали вывод, что ожидание скуки снижает желание участвовать в занятии. Они считают, что настроенные на скуку студенты просто не вкладывают достаточно усилий и внимания и не погружаются в тему, чтобы понять её и заинтересоваться. К тому же это может работать как самосбывающееся пророчество: благодаря заданному настрою на скуку студенты замечают только то, что подтверждает их ожидания.
Кстати, ранее к похожему выводу пришли исследователи из НИУ ВШЭ по данным опросов российских студентов. Они выяснили, что качеством образования в вузах чаще недовольны те, кто реже посещает занятия и проявляет на них мало активности. А те, кто часто взаимодействует с преподавателями и учится самостоятельно в свободное время, получают от учёбы гораздо больше и чаще довольны процессом.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Люди учатся охотнее, если на первом этапе обучения их старания вознаграждают
- Эксперты объяснили, зачем вузам нужно быть в курсе степени вовлечённости студентов
- Необычная практика: как на учёбу влияет проявление благодарности преподавателям
- Повышение мотивации к обучению: какой стиль преподавания этому помогает