Об этом ведомство сообщило в отчёте по результатам проверки того, как Минцифры закупало услуги связи для образовательных организаций и избирательных участков в 2022–2023 годах. Сообщается, что на эти цели министерство израсходовало 13,5 миллиарда рублей из федерального бюджета, причём все услуги закупали в рамках восьми госконтрактов с «Ростелекомом» и его дочерней компанией «Миранда-медиа».
По итогам анализа аудиторы Счётной палаты выделили такие проблемы с оплатой интернета для школ:
- При большом числе одновременно подключённых к интернету компьютеров установленной в госконтрактах скорости подключения оказывается недостаточно. А ещё в них не предусмотрели, что во время ЕГЭ и ОГЭ школам, где находятся пункты проведения экзаменов, требуются резервные каналы связи. Из-за того, что оказанных услуг было недостаточно, в 71 регионе за 2022 и 2023 годы потратили ещё 871,6 миллиона рублей из региональных и местных бюджетов — на подключение к интернету образовательных организаций, которые и так получили услуги по федеральным контрактам.
- Организованная провайдером блокировка нежелательных ресурсов не позволяла использовать библиотеки языков программирования и полезные видеохостинги, обновлять ПО интерактивных досок и так далее. В некоторых случаях, чтобы пользоваться этими ресурсами, учителя раздавали интернет с личных телефонов.
- Устаревшая инфраструктура и нехватка штатных IT-специалистов в ряде школ не позволили им настроить и использовать подключение к интернету. Консультаций «Ростелекома» оказалось недостаточно. Не все школы в принципе оповестили о том, как и куда обращаться за техподдержкой.
- Выявлены случаи, когда средства направили на подключение к интернету организаций, где образовательная деятельность уже не ведётся.
Напомним, поручение организовать подключение школ к интернету по единому тарифу было дано после того, как в 2020-м выяснилось, что 22% образовательных учреждений платят за интернет вдвое больше средней цены по России. В 2022-м году объявили о повсеместном переходе на федеральный тариф. Но, как установила проверка Счётной палаты, перед определением условий госконтрактов Минцифры не выяснило потребности школ — не взаимодействовало, например, с ответственными за общее образование органами власти в регионах. Потому и скорость подключения в ряде случаев оказалась недостаточной, и пункта о резервном канале связи на время ЕГЭ и ОГЭ в контрактах не было, и технической поддержкой школы не обеспечили.
Напомним, ещё в конце 2021 года Минпросвещения объявило о достижении цели национального проекта «Образование» по подключению всех школ страны к высокоскоростному интернету — не менее 100 Мбит/с для городов и 50 Мбит/с для сёл. В большинстве организаций такие показатели действительно были достигнуты: по данным на конец 2022 года, приведённым в сборнике «Индикаторы образования 2024» НИУ ВШЭ, в 42,5% школ скорость составляла от 50 до 99,9 Мбит/с, а в 30,9% — 100 Мбит/с и выше.
Но судя по выводам Счётной палаты, во многих случаях пропускной способности, запланированной в 2018 году (когда формировался нацпроект «Образование»), уже недостаточно. А школы в сёлах и малых городах фактически не всегда могут воспользоваться услугами по госконтракту, потому что не позволяет устаревшая инфраструктура или отсутствие IT-специалистов. То есть цифровизация российских школ даже технически состоялась пока не везде.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!