«СберУниверситет» при поддержке SberDevices изучил мнения и ожидания преподавателей российских вузов относительно ключевых трендов в высшем образовании. Для этого использовали инструменты на основе искусственного интеллекта (SaluteSpeech, GigaChat и ряд других языковых моделей): с помощью них провели 536 интервью с преподавателями вузов и проанализировали их результаты, а также обработали массив данных из более чем 113 тысяч слов. Результаты исследования есть у Skillbox Media.
По итогам анализа интервью удалось выявить пять ключевых трендов в высшем образовании:
- рост использования онлайн- и гибридных форматов обучения и онлайн-коммуникаций — его упоминали в 47% интервью;
- усиление влияния ИИ на образование и административные процессы — 34%;
- ускорение трансформации педагогических подходов — 26%;
- изменение поведения, отношения к учебному процессу и навыков студентов — 22%;
- увеличение административной нагрузки и недостаток поддержки преподавателей со стороны вузов — 16%.
С помощью искусственного интеллекта аналитики изучили, как преподаватели воспринимают эти тренды — положительно, отрицательно или нейтрально — и каких последствий ждут от их развития. Так, рост использования онлайн- или гибридных форматов и онлайн-коммуникаций, по мнению участников интервью, ведёт, с одной стороны, к большей гибкости обучения, а с другой — к потере живого общения со студентами и снижению у них вовлечённости и мотивации. Усиление влияния искусственного интеллекта на образование может как повысить эффективность за счёт автоматизации процессов, так и привести к росту академической нечестности.
При этом в целом оба технологических тренда — общую «онлайнизацию» и усиление влияния ИИ — большая преподаватели оценивает положительно. Что касается отношения студентов к учёбе, то большинство (62%) отметили его негативный характер. В первую очередь респонденты указывают на:
- снижение когнитивных способностей (проще говоря, студенты не хотят прилагать умственные усилия);
- снижение мотивации;
- рост потребительского отношения к образованию как к услуге.
А вот ускорение трансформации педагогических подходов не оценивают ни как положительный, ни как отрицательный тренд, просто отмечают его значимость. Суть его в том, что преподаватель перестаёт быть просто транслятором знаний, его роль меняется в сторону фасилитатора и наставника. При этом нужно воспитывать в студентах новые навыки (софт-скиллы), а само обучение становится всё более практикоориентированным.
Кроме того, респондентов попросили предположить, насколько выделенные тренды сохранят свою значимость через три-пять лет. По мнению опрошенных преподавателей, через пять лет значимость всех трендов будет снижаться, кроме ускорения трансформации педагогических подходов.
Чтобы адаптироваться к изменениям педагогических подходов:
- 65% респондентов уже сейчас прокачивают свои цифровые навыки (применение ИИ и машинного обучения, языки программирования);
- 13% изучают педагогику и EdTech, 8% развивают у себя гибкие навыки;
- 3% опрошенных совершенствуют навыки в управлении проектами.
Напомним, ежегодно Открытый университет Великобритании составляет список из десяти образовательных инноваций. Некоторые тренды 2023 года имеют пересечения с инновациями, отмеченными в исследовании «СберУниверситета», — например, преподавание с использованием ИИ или гибридное образование. Российские студенты и инноваторы выбирают из списка Открытого университета те тренды из списка, которые будут актуальны для России. В лидерах трендов 2023 года у российских инноваторов оказалась мультимодальная педагогика. Большинство опрошенных студентов (56%) поддержали тренд на челленджи («обучение через вызов»).
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читать также:
- Инновации в образовании: зачем они нужны, если многих раздражают, да и без них нормально?
- Исследование: как топовые вузы мира рекомендуют преподавателям работать с генеративным ИИ
- Что происходит в российском образовании: 6 трендов из статистики
- Почему в ЮНЕСКО призывают пересмотреть подходы к цифровизации образования