Образование
#новости

Российские эксперты представили три сценария внедрения ИИ в высшее образование

Чтобы образовательный процесс не превратился в имитацию, уверены они, университетам пора действовать.

Разные варианты того, как под влиянием связанных с развитием искусственного интеллекта изменений может развиваться высшее образование, описаны в тексте меморандума, вышедшего по итогам форума «Искусственный интеллект в высшем образовании: педагогические вызовы и перспективы российских университетов». В мероприятии, которое организовали в Тюменском государственном университете вместе с Московской школой управления «Сколково», участвовали ректоры российских вузов и другие эксперты сферы образования.

Всего авторы меморандума говорят о трёх сценариях для вузов.

Первый сценарий — инерционный. При нём вузы продолжат существующие образовательные практики, что приведёт, согласно выводам участников форума, к имитации образовательного процесса в рядовых вузах и резкому снижению качества образования в ведущих. Предполагается, что по мере развития ИИ и студенты, и преподаватели будут всё меньше времени уделять учёбе и преподаванию. При этом будет нарастать разрыв между потребностями рынка труда и квалификацией выпускников.

Второй сценарий — анархический. При нём каждая образовательная программа будет искать свои решения того, как внедрять ИИ. Авторы предполагают, что наиболее качественные программы вернутся к форматам обучения, в которых трудно или невозможно сжульничать с помощью ИИ, — к «трансляционным методам обучения и устным экзаменам». Это позволит поддерживать приемлемый уровень знаний, но не подготовит студентов к успешной профессиональной деятельности на современном рынке труда.

Третий сценарий в меморандуме назвали интервенционистским. Его авторы рассматривают как предпочтительный: он реализуется, если ряд вузов включится в работу по трансформации образования за счёт создания пилотных проектов и экспериментальных площадок, которые будут интегрировать ИИ в образовательный процесс. В итоге из угрозы ИИ может стать важнейшим инструментом совершенствования образовательного процесса.

Глубокую трансформацию образовательных программ, согласно выводам форума, вузы должны начать уже сейчас. Этот процесс затронет, как считают составители меморандума, все стороны деятельности университета. В тексте отмечено, что изменения произойдут в системе управления университетом, в обязанностях преподавателя (в том числе за счёт автоматизации рутинных процессов и изменения форматов взаимодействия со студентами), в содержании программ — они должны сохранить сложность за счёт развития таких компетенций, как критическое мышление. При этом необходимы, как указано в меморандуме, обучение преподавателей и студентов навыкам работы с ИИ и сотрудничество между университетами на базе исследовательских центров по ИИ-педагогике высшей школы.

В конце июня 2024 года ВШЭ утвердила декларацию этических принципов использования ИИ. Это первый российский вуз, который разработал подобный документ. Во многих вузах из топ-50 THE рекомендации об использовании ИИ были приняты ранее.

Документы, регулирующие применение ИИ, принимаются и на уровне системы школьного образования. Так, крупнейший профсоюз учителей в США — Национальная организация образования (NEA) — утвердил руководство по ИИ. Документ уделяет особое внимание сохранению центральной роли учащихся и преподавателей, использованию технологий для совершенствования образования, этичному развитию ИИ и использованию надежных методов защиты данных, равноправному доступу к технологиям и их использованию, а также непрерывному образованию в сфере ИИ.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована