Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова и президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий выступил с докладом «Российские университеты как ключевой элемент подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета страны» на общем собрании РАН. Вот главные проблемы и тренды, которые он обозначил в своём выступлении.
О сверхконцентрации университетов
По словам ректора МГУ, в России наблюдается проблема сверхконцентрации университетов. Виктор Садовничий привёл данные, согласно которым более половины студентов вузов страны обучаются в двух федеральных округах из восьми — Центральном и Приволжском. При этом в Москве и Санкт-Петербурге учатся около 24% студентов.
Такая ситуация, как пояснил Виктор Садовничий, сложилась из-за оптимизации вузовской сети с 2012 года. С тех пор общее число вузов сократилось на 42%. В основном были закрыты филиалы — их стало меньше на 56%. С помощью этих мер государство боролось с некачественным образованием, но в итоге, считает ректор МГУ, пострадали города с численностью населения до 250 тысяч человек. Выпускники школ уезжают оттуда на учёбу и уже не возвращаются.
Решить эту проблему МГУ пытается, развивая научно-образовательные консорциумы «Вернадский». Консорциумы объединяют ведущие университеты, региональные вузы и академические институты, а также социально ориентированные предприятия с целью развития прорывных технологий и новых разработок для регионов.
О соотношении направлений подготовки
Виктор Садовничий представил статистику, согласно которой в 2022 году вузы России выпустили более 160 тысяч экономистов и администраторов, а также 89 тысяч юристов. Количество выпускников с математическим и естественно-научным образованием, по его словам, составило 36 тысяч человек, примерно столько же выпущено специалистов в области информатики и вычислительных технологий. По словам ректора МГУ, такую структуру подготовки кадров трудно считать оптимальной — особенно в сфере дефицита кадров в высокотехнологичных отраслях экономики.
Проблемой Виктор Садовничий считает и сокращение доли выпускников специалитета. По его словам, в 2020 году их было лишь 13%. По мнению ректора МГУ, Болонский процесс привёл к снижению качества фундаментального образования. Решить эту проблему, как он отметил, призван пилотный проект по изменению уровней высшего образования.
О STEM
Ректор МГУ подчеркнул, что ещё до подведения итогов пилотного проекта можно наметить ряд других направлений для совершенствования высшего образования. И главным он считает развитие дисциплин, необходимых для обеспечения технологического суверенитета — прежде всего STEM-образования.
О проблемах в этой сфере Виктор Садовничий не раз говорил и ранее. Например, как он заявил на съезде учителей физики в августе, продолжает падать доля выпускников школ, сдающих ЕГЭ по математике и физике. А именно от подготовки школьников по этим предметам зависит развитие всего инженерно-технического образования.
На общем собрании РАН ректор МГУ рассказал, что планируется создать новые национальные концепции развития STEM-образования. По его словам, МГУ поручили подготовить концепции математического и биологического образования. Физическим образованием займутся в МФТИ, химическим — в Российском химико-технологическом университете имени Д. И. Менделеева совместно с МГУ.
Для эффективности этих инициатив, как отметил Виктор Садовничий, нужно совершенствовать механизмы отбора абитуриентов на соответствующие специальности. ЕГЭ, по его мнению, не должен быть здесь единственным инструментом, хотя для инженерно-технических и естественно-математических специальностей желательно ввести минимальные пороговые баллы по результатам единого госэкзамена. Но также стоит повышать качество приёма будущих инженеров и исследователей за счёт дополнительных вступительных испытаний в ведущих вузах и олимпиад школьников.
Кстати, ранее в Минобрнауки обсуждали другую меру по улучшению отбора на инженерные специальности. На них предлагалось принимать по результатам ЕГЭ по физике, математике и информатике, а результат экзамена по русскому языку учитывать только как дополнительный. Пока эту инициативу не реализовали.
Ранее RAEX назвал вузы, в которых лучше всех готовят STEM-специалистов. МГУ занял первое место по естественно-математическому и третье место по инженерно-техническому направлениям. Всего в итоговый список вошли 70 учреждений из 29 регионов.
О фундаментальном инженерном образовании
Кроме того, главный ректор страны предложил в своём выступлении ряд принципиальных подходов к подготовке кадров в целях обеспечения технологического суверенитета страны:
- фундаментальность образования, особенно математического, в сочетании с гибким подходом к образовательному процессу;
- междисциплинарность;
- подготовка профильных специалистов в области IT и ИИ;
- расширение цифровых компетенций для непрофильных специальностей;
- развитие фундаментального инженерного образования.
На тему последнего пункта он сообщил, что в МГУ разработан образовательный стандарт по специальности «Фундаментальная инженерия» в области образования «Математические и естественные науки». Виктор Садовничий объяснил, что в рамках неё предполагается фундаментальная междисциплинарная подготовка специалистов в смежных областях (физика, химия, биология, генетика) со знаниями физико-химических основ современных производственных технологий, компьютерного инжиниринга и проектирования. Такая подготовка позволит выпускать инженеров, способных превращать научные открытия в технологические разработки высокого уровня.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Высшее образование со Skillbox
Вместе с ведущими университетами страны — РАНХиГС, СПбГУ и МПГУ — мы запустили дистанционные программы обучения. Вы получите не только теоретические знания, но и практический опыт, которого всегда не хватает выпускникам.
Узнать подробнее