Исследователи Института образования НИУ ВШЭ Юлия Корешникова и Павел Сорокин предложили новую теорию обучения — неоконструктивизм. Их работа опубликована в журнале «Вопросы образования». Авторы проанализировали классические образовательные теории — бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм — и попытались сформулировать основы новой концепции. Она фокусируется на том, что ключевым образовательным результатом должна быть способность человека к самостоятельному созидательному действию.
Появление новой теории авторы объяснили тем, что сейчас «человечество переживает очередную фазу социетальной эволюции». Внешняя среда диктует новые требования как к навыкам, которые нужны на рынке труда, и к ценностям, установкам, мировоззрению. А значит, с учётом этого должны измениться и подходы к обучению.
Почему прежние теории несколько устарели
Существующие классические теории, отмечают авторы, фокусируются на формировании когнитивных навыков (то есть навыков мышления) и знаний. Бихевиоризм делает акцент на внешнем поведении, когнитивизм — на внутренних мыслительных процессах, а конструктивизм — на самостоятельном построении знаний учащимися. То есть различаются и роли педагогов, согласно этим трём теориям. В бихевиоризме задача учителя — с помощью стимулов вызывать у ученика желаемые реакции и таким образом формировать его поведение. Роль педагога в когнитивном подходе — создавать, трансформировать и расширять алгоритмы мыслительных процессов. В конструктивизме же задача учителя — создать такие условия, в которых ученик будет самостоятельно искать ответы на свои вопросы и на основе нового опыта трансформировать собственные представления о мире.
Авторы считают, что три эти теории позволяют создавать такие практические подходы к обучению, которые успешно развивают у учащихся уже сложившиеся в обществе стереотипные модели деятельности и мышления. Но в современном мире, по их мнению, этого уже недостаточно, поскольку высокая неопределённость требует от человека проактивности, то есть способности действовать самостоятельно в новых условиях, и способности к преобразованию социальной среды.
В чём суть новой теории
Чтобы научить человека самостоятельному созидательному действию, предположили исследователи, нужно, чтобы само обучение заключалось в трансформации реальной среды. Теорию для описания такого обучения они и назвали неоконструктивизмом. Суть её в том, что в центр образовательного процесса надо ставить не образовательные программы и стандарты, а модели учебных ситуаций. Они должны характеризоваться:
- динамичностью и высокой степенью неопределённости;
- высокой вариативностью в зависимости от контекстов;
- отсутствием однозначного правильного ответа или способа действия;
- необходимостью для участников самостоятельно определять проблему и ставить цели.
Новая концепция включает подходы и из классических теорий:
- из бихевиоризма — принципы усвоения объективных знаний о той среде, в которой учащемуся предстоит действовать;
- из когнитивизма — инструменты регулирования когнитивной нагрузки и развития метакогнитивных навыков, связанных с управлением собственными мыслительными процессами.
Такое переосмысление и объединение теорий, по мнению авторов, позволит системе образования более адекватно отвечать запросам внешней среды.
Заметим, что от появления новых теорий до их воплощения в массовой образовательной практике всегда проходит немало времени. Так, конструктивизм, например, при всех его плюсах пока так и не стал массовым подходом в обучении.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее