Правительство разработало проект положения о просветительской деятельности
Документ должен был прояснить, как именно применять закон. Но, кажется, всё стало ещё непонятнее.
: fauxels / Pexels
Проект документа размещён для общественного обсуждения на официальном сайте, на котором публикуются нормативные правовые акты. Вы тоже можете оставить своё мнение.
Напомним, с 1 июня вступят в силу новые стандарты федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которые регулируют просветительство. Эти нормы — рамочные, а конкретный порядок, условия, формы осуществления этой деятельности и порядок проведения контроля над ней должно установить Правительство. С этой целью был разработан проект положения. Но теперь вопросов о том, как вести просветительскую деятельность, стало ещё больше.
Первая нестыковка
Во-первых, в пункте 1 проекта сказано, что этот документ устанавливает порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры, а также порядок проведения контроля за ней.
Однако эти нормы касаются абсолютно всех — даже частных лиц, кто занимается просветительством (а понятие это очень широкое и размытое). То есть закон распространяется на всех, а проект постановления — лишь на тех, кто осуществляет три перечисленные выше вида деятельности. Но не спешите облегчённо выдыхать — дочитайте до третьей нестыковки.
Вторая нестыковка
Проект разработан для исполнения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», но этот закон вообще не регулирует вопросы научной деятельности и деятельности в сфере культуры, потому что не имеет отношения к этим сферам. «Таким образом, — объясняет адвокат Александра Шульц, — проект Положения не соответствует законодательству».
Третья нестыковка
При том, что в пункте 1 проекта чётко сказано о том, на какие организации он распространяется, пункт 4 устанавливает следующее правило:
Просветительская деятельность осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основании договоров об оказании услуг, заключённых субъектами осуществления просветительской деятельности с организациями, осуществляющими образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры.
Иными словами, похоже, что положение касается всё-таки любых организаций и частных лиц, чья деятельность может считаться просветительской. И если вы не работаете в сфере образования, науки или культуры, то для осуществления просветительской деятельности вам придётся заключить юридическое соглашение с такой организацией. Однако сформулирована эта норма неясно, не говоря уже о том, что предмет договора тоже обозначен размыто.
Общие правила для просветительской деятельности
Проект уточняет перечень направлений, по которым осуществляется просветительство, — но он открытый, то есть определение по-прежнему остаётся широким и нечётким. В этот список включены, например, распространение знаний о:
- здоровом образе жизни;
- психологии человека, выборе жизненного пути, профессии, отвечающей индивидуальным способностям, склонностям и интересам человека;
- формах и методах генерации инновационных подходов, нацеливающих сознание людей на создание новых инновационных социально значимых продуктов, открытий, нестандартных решений и так далее.
Также в проекте названы формы осуществления просветительской деятельности. Но этот перечень тоже открыт:
- организация презентаций, лекториев;
- проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий;
- организация размещения или распространения информационно-печатной продукции, в том числе в интернете;
- организация демонстрации или распространения видео- и аудиоматериалов, в том числе в интернете;
- создание просветительских интернет-порталов;
- иные формы, обеспечивающие достижение целей просветительской деятельности.
Кроме того, проект устанавливает, кто вправе заключать те самые договоры непонятно о чём с организациями образовательной, научной деятельности и деятельности в сфере культуры для осуществления просветительства. Это:
- Совершеннолетние физические лица, которые принимают или принимали участие в реализации общественно значимых инициатив и (или) на протяжении не менее двух лет перед заключением договора осуществляют просветительскую деятельность. При этом у них не должно быть ограничений к ведению педагогической деятельности, предусмотренных статьей 331 Трудового кодекса (там, в основном, речь о судимости за определённого рода преступления).
- Юридические лица, не отнесенные к иностранным агентам, а также не имеющие задолженностей по налогам, сборам и иным обязательным платежам. У их сотрудников, которых планируют привлечь к непосредственному осуществлению просветительства, не должно быть ограничений к занятию педагогической деятельностью. И ещё одно условие: эти организации обязаны размещать на своих сайтах сведения о дате своего создания, учредителях, месте нахождения, а также контактные данные и информацию о персональном составе сотрудников, которые непосредственно будут вести просветительскую деятельность, с указанием уровня их образования, квалификации и опыта работы.
Кстати, информацию о заключённых договорах о просветительстве тоже нужно будет размещать на сайте.
А что же с контролем?
Он планируется в формате самообследования. Серьёзно. В проекте сказано только о контроле «соответствия реализуемой просветительской деятельности её целям и направлениям, предусмотренным настоящим Положением». Осуществляют этот контроль учредители организаций, которые заключили договоры с субъектами осуществления просветительской деятельности. А форма контроля — «в рамках проведения анализа отчетов о результатах самообследования образовательных организаций, предоставляемых учредителям в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“».
В отношении организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов, контроль осуществляется соответствующими структурами.