В июне директор департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения Алексей Благинин рассказал в Госдуме о планах по совершенствованию педагогического образования. Теперь правительство утвердило документ с большой концепцией совершенствования. Она предполагает комплекс мероприятий, которые будут последовательно организовывать вплоть до 2030 года. Пока всё описано лишь в общих чертах, без деталей — они должны появиться позднее, в других документах.
Почему систему подготовки педагогов хотят поменять
В документе перечислены основные проблемы, которые сейчас препятствуют качественному образованию будущих учителей. Среди них названы:
- дефицит педагогических работников и недостаток комплексных мер по раннему ориентированию школьников на педагогические профессии;
- дисбаланс качества и условий подготовки педагогов в разных вузах, а также отсутствие единых подходов к механизмам и инструментам оценки этого качества;
- отставание содержания и инфраструктуры педагогической подготовки от обновления школьного образования и недостаточное соответствие уровня подготовки молодых учителей тому, чего ждут от них профессиональная отрасль, общество и государство;
- дефицит опережающих научных исследований в сфере образования для формирования современного содержания подготовки педагогических кадров;
- недостаточное участие работодателей, в том числе региональных систем образования, в процессе подготовки учителей.
Что предлагает концепция
Что касается ориентирования школьников на педагогические профессии, то здесь всё просто: станет больше профильных психолого-педагогических классов. И для них введут систему учёта индивидуальных достижений, которая упростит способным выпускникам поступление в педагогические вузы (впрочем, оно и сейчас не самое сложное).
Как и анонсировалось, одна из ключевых задач концепции — обеспечить единые подходы к предметной, методической, психолого-педагогической и воспитательной подготовке будущих учителей. Среди прочего будут разработаны единые требования к базовой части содержания педагогического образования (так называемого ядра), его результатам и условиям реализации.
Кроме того, запланированы:
- переход на модульное проектирование образовательных программ высшего образования;
- создание системы для мониторинга качества программ подготовки педагогов;
- совершенствование инфраструктуры образовательных организаций;
- распространение сетевой формы реализации образовательных программ высшего образования.
Будущих педагогов обязательно станут обучать цифровым компетенциям, чтобы они могли работать в смешанном формате, а также умели не только применять, но и проектировать цифровые образовательные ресурсы. Уже в вузах и колледжах будущие учителя должны осваивать цифровые инструменты, которые используются в современной школе.
Предполагается по-новому оценивать, сформированы ли у выпускников педвузов и педколледжей профессиональные компетенции. Одной из обязательных форм проведения государственной итоговой аттестации станет профессиональный (демонстрационный) экзамен.
Также планируется практиковать профессионально-общественную экспертизу качества и условий подготовки педагогических кадров. К участию привлекут ведущие профессиональные ассоциации и объединения работодателей. Так будет создана новая система профессионально-общественной аккредитации программ подготовки педагогических кадров.
При педагогических вузах хотят организовать советы партнёров (работодателей) с привлечением региональных департаментов образования, а также труда и занятости, профессиональных общественных организаций и ассоциаций выпускников и профильных сообществ. Один из планируемых форматов для подобных объединений — окружные и региональные образовательные кластеры.
Примечательно, что озвученные ранее планы расширить в высшем педагогическом образовании применение специалитета, похоже, не означают сокращение программ магистратуры. Наоборот, концепция нацелена на развитие педагогической магистратуры:
- Во-первых, это нужно для формирования исследовательских компетенций в педагогической среде (для этого будут развивать и аспирантуру с докторантурой тоже).
- Во-вторых, требуются новые магистерские программы для подготовки педагогов — проектировщиков цифровых решений для современной школы.
- В-третьих, магистратура должна обеспечить подготовку педагогов с междисциплинарным компетентностным профилем.
Вообще, одна из целей концепции — привлечь к обучению по педагогическим направлениям подготовки студентов и специалистов из разных сфер. Очевидно, это тоже должно решить проблему нехватки учителей. Причём меры для этого предлагаются разные — от включения педагогических дисциплин в программы бакалавриата и специалитета непедагогических направлений подготовки (специальностей) до разработки особых механизмов получения педагогического образования теми, кто учится по иным образовательным программам высшего образования или уже получил диплом по другой специальности. Что это будет за механизм, пока неясно. Кроме того, с недавних пор в России звучит резкая критика обучения в магистратуре людей с непрофильным базовым (то есть бакалаврским) образованием.
Систему целевого обучения педагогов тоже хотят усовершенствовать. Во‑первых, увеличат цифры целевого приёма. Во‑вторых, планируют организовать совместно с образовательными организациями и работодателями индивидуальные маршруты постдипломного сопровождения (видимо, чтобы целевики действительно устраивались на работу после выпуска и не покидали её слишком рано).
Как будут воплощать идеи концепции
Сначала Минпросвещения совместно с Минобрнауки и другими госорганами разработают планы реализации концепции для каждого из трёх этапов:
- первый этап: 2022–2024 годы;
- второй этап: 2025–2027 годы;
- третий этап: 2028–2030 годы.
Сейчас содержание этих этапов не раскрывается даже в общем виде. В планах будут описаны механизмы, ресурсы и последовательность действий. Также будет сформирована система для мониторинга и оценки того, эффективно ли реализуется концепция.