Образование
#новости

Правила просветительской деятельности: появилась вторая версия проекта

Если кратко, то деятельность должна соответствовать закону и традиционным духовно-нравственным ценностям. Есть особые пункты для просвещения детей.

На сайте regulation.gov.ru появился новый проект постановления правительства «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности», а также проект самих правил.

Напомним тем, кто подзабыл: что такое просветительская деятельность

1 июня 2021 года вступили в силу новые положения закона «Об образовании в РФ», которые касались просветительской деятельности. Эти нормы — рамочные, то есть они просто устанавливают общее понятие просветительской деятельности (а к ней, по сути, можно отнести почти любую информационную деятельность, которая осуществляется вне образовательных программ) и основные её принципы. Эти принципы и так следуют из других законов: нельзя, например, осуществлять просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Согласно определению из закона, просветительская деятельность направлена на распространение знаний и навыков «в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Проще говоря, под это понятие может попасть очень многое — от лекций и онлайн-курсов, не имеющих статуса дополнительного образования, до всевозможных мастер-классов и экскурсий. Ранее мы уже писали об этом подробно.

Конкретный порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней должно установить Правительство РФ. Основных норм регулирования просветительства ждали именно от этого документа. Первая его версия появилась в апреле прошлого года, но подверглась критике, и её обещали доработать. Не прошло и года — и вот Правительство представило новый проект.

Появилась ли конкретика: что относится к просветительской деятельности

В проекте сказано, что просветительская деятельность может вестись в форме лекций, презентаций, семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий и в иных формах, в том числе с использованием интернета. То есть список открытый — так что вкупе с широким определением просветительской деятельности, установленным в законе, под это понятие по-прежнему может попасть любое распространение информации «в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Важная оговорка: правила не распространяются на просветительскую деятельность, которая ведётся:

  • в рамках культурно-просветительской деятельности религиозных организаций;
  • педагогическими работниками образовательных организаций в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей в отношении обучающихся и их родителей. Иными словами, скорее всего, просветительская деятельность школ, колледжей и вузов в рамках их обязательной воспитательной работы требованиям правил подчиняться не будет, потому что воспитательная деятельность и так проходит свой контроль.

Какие требования предъявляет к просветительской деятельности новый проект правил

В проекте перечислены требования, которые обязаны соблюдать все, кто ведёт просветительскую деятельность. Их вывели из общих требований разных законов. Итак, согласно проекту нельзя:

  • Вести просветительскую деятельность в целях совершения или побуждения к совершению преступлений, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения экстремистских материалов (в том числе оправдывающих терроризм), а также пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости или содержащих нецензурную брань.

Отметим, что разглашение гостайны, вовлечение в деятельность экстремистской организации, оборот порнографических материалов и так являются преступлениями — но авторы проекта, видимо, сочли необходимым особо подчеркнуть недопустимость таких действий под видом просветительской деятельности.

  • Распространять заведомо недостоверную информацию под видом достоверных сообщений, а также распространять информацию с нарушением законодательства.

Добавим: всё, что перечислено выше, и так считается нарушением законодательства, но авторы законопроекта, очевидно, сочли нужным ещё раз подчеркнуть общее правило недопустимости любых нарушений.

  • Распространять информацию с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

При этом те, кто ведёт просветительскую деятельность, обязаны соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций. Вообще, это тоже и так следует из иных законов.

А ещё содержание просветительской деятельности должно:

  • содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
  • учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права на свободный выбор мнений и убеждений;
  • обеспечивать развитие способностей человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в российском обществе традиционными духовно-нравственными ценностями и требованиями законодательства РФ.

Последний пункт — пожалуй, самый сложный. Напомним, предложенный Министерством культуры документ под названием «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» не был принят: он вызвал большой общественный резонанс, множество критических замечаний, и его обсуждение было приостановлено. На что будут опираться при оценке соответствия просветительской программы традиционным российским духовно-нравственным ценностям, непонятно. Возможно, ожидается, что к моменту принятия этих правил появится и базовый документ о традиционных ценностях.

Сообщения и материалы организатора просветительской деятельности, который признан иноагентом, конечно, должны содержать указание на этот факт.

Зачем это всё прописывать в правилах?

Главный вопрос: что будет, если в чьей-то просветительской деятельности усмотрят хоть малейшее нарушение любого требования законодательства, в том числе самих правил?

Проект предусматривает, что в таком случае те, кто заметят такие нарушения, вправе обратиться «в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с требованием о прекращении распространения такой информации». Сделать это могут как государственные органы и органы местного самоуправления, так и любые юридические и физические лица.

После этого уполномоченный орган в течение 10 дней должен рассмотреть обращение, и, если найдёт основания, направить организатору просветительской деятельности предписание об устранении выявленных нарушений в установленный срок. В какой именно — в проекте не указано. Если в указанный срок ничего исправлено не будет, уполномоченный орган вынесет предписание о прекращении распространения информации, а при наличии признаков преступления или административного нарушения передаст материалы в правоохранительные органы.

Это всё и так понятно, а какие-то особые правила есть?

Особые правила проект предусматривает для просветительской деятельности в отношении несовершеннолетних и с привлечением государственных бюджетных средств. Планируя такую просветительскую деятельность, организатор должен заранее уведомить об этом уполномоченный орган. Для этого надо будет подготовить его программу и представить её не позднее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты просветительского мероприятия. В программе нужно расписать цели, задачи, сроки, формы и место реализации, целевую аудиторию, информацию об организаторе и участвующих в реализации лицах, а также источники финансирования.

Уполномоченный орган вправе отправить эту программу на экспертизу на предмет соответствия требованиям законодательства и документам стратегического планирования. Порядок проведения экспертизы, конечно, утвердят отдельно. Если экспертиза покажет какие-то нарушения, организатор просветительской деятельности получит предписание об их исправлении.

Важная оговорка: обязанность отправлять уведомления о предстоящих просветительских программах не коснётся органов государственной власти и местного самоуправления, а также их уполномоченных организаций. Кроме того, это не коснётся любой просветительской деятельности, которая ведётся полностью или частично за счёт средств грантов в форме субсидий из федерального бюджета.

Ну и к деятельности школ и колледжей в рамках воспитательной работы всё это, очевидно, тоже относиться не будет. Иными словами, правила будут касаться регулирования негосударственного просветительства.

Последний пункт проекта предусматривает, что контроль за осуществлением просветительской деятельности «осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти без взаимодействия с организатором просветительской деятельности». Что это значит, на данном этапе можно лишь предполагать. Возможно, это указание на то, что, получив от кого-либо сигнал о ненадлежащей просветительской деятельности, контролирующий орган может провести проверку, не уведомляя об этом организатора просветительской деятельности и не запрашивая у него дополнительных материалов.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована