Как отличаются средние баллы ЕГЭ выпускников школ в зависимости от региона, типа школы и способа дополнительной подготовки к экзамену, рассказали на XXIII Международной конференции молодых учёных «Векторы 2025» в Московской высшей школе социальных и экономических наук (Шанинке).
С докладами о том, какие факторы влияют на результаты ЕГЭ и шансы поступить в вуз, выступили на секции «Образование — социальный лифт? Почему не у всех есть доступ к верхним этажам» исследователи из НИУ ВШЭ доцент департамента прикладной экономики Илья Прахов и Валентина Максимова. Оба использовали данные Мониторинга экономики образования (МЭО) — 2022. Это ежегодный исследовательский проект университета, который включает в себя опросы и интервью с разными участниками системы образования, в том числе со студентами вузов. В опросах 2022 года участвовали свыше 5 тысяч учащихся разных курсов.
Какой прирост баллов даёт дополнительная подготовка с репетиторами и на курсах
По словам Ильи Прахова, в последние годы дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ в основном перешли из офлайна в онлайн. По данным МЭО-2022, среди студентов, поступивших в вузы в 2018 году, только 30% готовились к ЕГЭ онлайн платно или самостоятельно по доступным материалам. Среди поступивших в 2021-м опыт онлайн-подготовки был уже у 60%.
Главный вопрос: увеличивают ли дополнительные занятия шанс поступить в желаемый вуз? В первые годы после введения ЕГЭ исследования показали, что разница в средних баллах у тех, кто готовился с репетиторами и тех, кто этого не делал, не очень значительная. Но с тех пор и сам экзамен изменился, и правила приёма в вузы не раз пересматривали. Поэтому Илья Прахов пересчитал средние баллы ЕГЭ (учитывались экзамены, результаты которых потребовались респондентам для поступления в вуз) у тех, кто готовился по-разному: на платных курсах или индивидуальных занятиях с репетиторами — очно или онлайн, в школе на бесплатных консультациях, при вузе или самостоятельно.
Оказалось, что большинство видов дополнительной подготовки к экзамену дают прирост в баллах по сравнению с теми, кто занимался только в школе.
Прирост в среднем балле ЕГЭ в зависимости от формата дополнительной подготовки
Вид дополнительных занятий | Прирост в баллах |
---|---|
Платные курсы, не связанные со школой или вузом | 6,5 |
Бесплатные офлайн-курсы Платные курсы в онлайн-школах | 6,2 |
Платные курсы при школе | 5,8 |
Платные курсы при вузе | 5,6 |
Бесплатные курсы в школе | 5 |
Самостоятельная подготовка по видеолекциям | 4,9 |
Занятия с репетитором онлайн (индивидуальные и групповые) | 3,1 |
Бесплатные курсы при вузе | 2,9 |
Бесплатные курсы в онлайн-школах | 2,8 |
Очные занятия с репетиторами не из школы и не из вуза | 2,7 |
Источник данных: Илья Прахов по МЭО-2022.
Поскольку оценки основаны на опросе студентов и в них не учитывались такие характеристики респондентов, как образование родителей или способности учащегося, они могут быть завышены, предупреждает Илья Прахов.
В любом случае, как подчеркнул докладчик, дополнительная подготовка оказывает относительно небольшой эффект: «Данные не показывают, что из троечника можно за год сделать отличника».
Но при отборе в престижные вузы с высоким конкурсом 6 баллов лишними не будут. Получается, что преимущество при поступлении — у абитуриентов из семей, которые могут оплатить дополнительную подготовку. По данным недавнего опроса сервиса SuperJob, дополнительные занятия с репетиторами по школьной программе оплачивают 46% родителей девятиклассников и 60% — родителей учеников 10–11 классов. С 2021 года, когда такой опрос провели впервые, доли платной подготовки постоянно росли. Как и расходы — в среднем родители старшеклассников тратят на дополнительные занятия 5800 рублей в неделю, а 15% — более 10 тысяч рублей в неделю. Год назад средняя сумма составляла 5 тысяч рублей.
Какие ещё обстоятельства влияют на баллы за ЕГЭ
Данные из доклада Валентины Максимовой также подтверждают, что в России сложился неравный доступ к высшему образованию. По её расчётам (использовались результаты не только тех ЕГЭ, которые понадобились при поступлении, а всех сданных), средние баллы разнятся не только у тех, кто готовился по-разному. Ещё на них влияют:
- Уровень дохода родителей. Выпускники из семей с высоким доходом сдают ЕГЭ на 1,48 балла лучше, чем все остальные.
- Обучение в специализированной школе (например физико-математической). Средний балл ЕГЭ у их выпускников на 3,27 балла выше, чем у окончивших обычные школы.
- Населённый пункт, где живёт семья. Выпускники сельских школ в выборке получили в среднем на 5,19 балла ЕГЭ меньше, чем выпускники городских.
- Уровень образования родителей, а точнее — матери. Наличие у неё высшего образования обеспечивает в среднем на 5,28 баллов ЕГЭ больше (мы ранее поясняли, почему в социологических исследованиях наиболее заметную роль играет именно образование матери).
Согласно этому расчёту, самый высокий прирост в средних баллах дают платные онлайн-курсы — 5,44 балла (учитывался, напомним, более широкий набор экзаменов, чем в исследовании Ильи Прахова).
Ранее исследователи РАНХиГС выяснили, что подготовка к ЕГЭ с репетиторами в Москве стоит не меньше, чем год платного обучения в престижных московских вузах. Власти намерены сократить затраты семей на репетиторов, повышая качество образования в школах — так, чтобы к экзамену не нужно было готовиться дополнительно.
Колледж Skillbox: онлайн-обучение по профессиям в разработке и дизайне
Получите диплом о среднем специальном образовании без затрат на переезд, учась по гибкому графику. При поступлении — курс Skillbox в подарок.
Узнать больше