Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Образование Корп. обучение EdTech
#подборки

Подкасты об образовании: подборка за июнь 2025-го

Что посмотреть и послушать о школах, вузах, корпоративном обучении и образовательном бизнесе.

Как развивался деятельностный подход в образовании детей и как мы утратили дидактику взрослых

Кто: заведующий научно-исследовательским сектором «Открытое образование» ФИРО РАНХиГС, ведущий научный сотрудник школы антропологии будущего Института общественных наук РАНХиГС Александр Попов.

Где: в подкасте «Сибирь».

Про что: про историю Школы гуманитарного образования в Красноярске и про основы дидактики, которые развивали этот и другие проекты.

Отчасти этот выпуск посвящён региональной образовательной специфике и тому, как обстановка в Красноярском крае в 1990-е сделала возможными образовательные эксперименты. В те годы Александр Попов создал в Красноярске федеральную экспериментальную площадку — Школу гуманитарного образования. Это была система открытых интенсивных модулей допобразования для подростков и молодых людей 13–20 лет. Система распространилась в других регионах, а в 2012 году появилась автономная некоммерческая организация ДПО «Открытое образование», которая занимается модернизацией систем дополнительного образования в разных регионах России.

Ещё одна важная тема в выпуске — идеи эксперта об эволюции педагогики в России. Например, он объясняет, как связаны идеи Льва Выготского, Дмитрия Леонтьева и других новаторов XX века с марксизмом. Дело в том, что Маркс много писал о логике, а логика — это теория мышления, которая, в свою очередь, сильно связана с теорией обучения. Русская культура заимствовала деятельностный подход Карла Маркса, и психолого-педагогическая мысль развивалась в рамках этого подхода. Эта школа выросла в теорию развивающего развития, за которой стояли Леонтьев, Выготский, Ильенков.

А ещё Александр Попов рассказывает, почему сейчас ему интереснее заниматься дидактикой взрослых: с его точки зрения, её с советских времён практически утратили, и профессиональных преподавателей высшей школы, «которые знают теорию и практику, как учить», почти не осталось.

Среди других обсуждавшихся вопросов — важность гуманитарного образования и проблемы, к которым, по мнению Александра Попова, может привести фокус исключительно на подготовке инженеров.

Зачем в Минтруда составили рейтинги вузов и колледжей по трудоустройству выпускников

Кто: заместитель министра труда и социальной защиты Дмитрий Платыгин..

Где: в интервью для НИЯУ МИФИ.

Про что: какую задачу решают новые рейтинги и что ещё министерство разрабатывает для студентов и выпускников.

После публикации первых рейтингов российских учебных заведений по трудоустройству выпускников, результаты которых во многом оказались неожиданными для образовательного сообщества, создатели телеграм-канала «Кипящий МИФИ» решили расспросить о подходах к ранжированию организаторов проекта. Разговор получился осторожным — вопросов о том, как так получилось, что в топ-3 рейтингов по гуманитарным и общественным наукам оказалось так много технических вузов, в видео, к сожалению, нет.

О рейтингах из интервью можно узнать, например, что оба использовавшихся в их составлении показателя — уровень трудоустройства и медианная зарплата — имели при ранжировании одинаковый вес. Главной же темой стала оценка министерством российского рынка труда и планы, связанные с закрытием на нём кадровых дефицитов. Во многом эти планы касаются студентов и школьников. Дмитрий Платыгин рассказал о проектах по профориентации, об услугах центров занятости для учащихся и о скорых нововведениях на платформе «Работа в России». Уже сейчас там, помимо публикации резюме и вакансий, есть раздел с предложениями о целевом обучении, а также для записи студентов на учебные практики. В скором времени туда перенесут и опрос работодателей для последующего составления и публикации кадровых прогнозов. В общем, молодёжь в условиях рекордно низкой безработицы — основная группа, где отрасли могут формировать кадровый резерв, и госрегулирование в сферах профориентации и трудоустройства, похоже, будет только усиливаться.

Почему ученики ненавидят своих учителей и каких учителей долго вспоминают с благодарностью?

Кто: литературовед, публицист, переводчик и писатель Евгений Жаринов; его сын — филолог, культуролог и писатель Николай Жаринов; филолог и искусствовед Арсений Дежуров.

Где: в PunkMonk — личном подкасте Николая Жаринова об искусстве (прежде всего литературе) и культуре.

Про что: про миссию образования и учителя и про гуманитарный инфантилизм.

Если собираются три известных филолога, то разговор всегда получается увлекательным независимо от темы. Если это три преподавателя (причём и друг для друга тоже, поскольку Арсений Дежуров — ученик Евгения Жаринова, а Николай Жаринов — ученик Арсения Дежурова), и основа беседы — миссия образования и учителя, то получается вдвойне интересно и без лишнего пафоса.

Евгений Жаринов здесь не в первый раз объясняет свою позицию по поводу того, почему настоящее образование — это не про «скиллс» и профессию. «Бывают такие врачи, которые совершенно не читают книжки, и это прекрасные врачи», — парирует ему Арсений Дежуров, впрочем, тут же упоминая, что это называется гуманитарным инфантилизмом.

«Но человек создан не только для того, чтобы выполнить свою как профессионал функцию — например, зашить твой живот. У него ещё есть некоторые экзистенциальные вопросы», — говорит на это Жаринов-старший, подразумевая, что именно на такие вопросы и отвечает настоящее образование.

Все трое вспомнили своих школьных и университетских учителей. Например, Арсений Дежуров — преподавательницу, которая неожиданно для него самого, тогда 16-летнего, убедила его в том, что старославянский язык — его призвание.

А ещё поговорили о собственных преподавательских принципах. О том, почему не стоит идеализировать своих учеников и становиться для них слишком близким («начнут хаметь»), как вести себя с теми, кто «гадит» учителю, и почему не стоит ждать результатов от своей работы («Ты увидишь результат, только если встретишь своих учеников лет через десять»).

Как российской EdTech-компании выйти на рынок СНГ

Кто: генеральный директор Lerna CIS Дмитрий Гавдур, сооснователь и коммерческий директор SF Education Алишер Фозилов, директор по региональному развитию Sciencely Екатерина Мареева, руководитель отдела исследований Smart Ranking Ксения Зайцева.

Где: на совместном вебинаре Smart Ranking и Lerna.

Про что: про особенности EdTech-рынка в странах СНГ и опыт масштабирования российских компаний.

На этом вебинаре впервые представили составленные в Smart Ranking рейтинги EdTech-компаний Казахстана и Узбекистана. Как и в России, быстрее всего там растёт сегмент обучения детей — но потенциал цифровых профессий для взрослой аудитории тоже ещё не исчерпан. В Казахстане благодаря господдержке набирают популярность курсы по ИИ, а в Узбекистане пока выше спрос на более привычные профессии в программировании, дизайне, маркетинге.

Представители российских компаний, работающих на этих рынках, в целом согласились с выводами рейтингов. Они поделились примерами того, как адаптировали свои образовательные продукты для стран СНГ, и рассказали о стратегиях продвижения. Ключевая рекомендация, прозвучавшая в заключение вебинара, — не ориентироваться только на русскоязычную аудиторию, так как это очень узкая ниша. А чтобы эффективно работать на население стран СНГ, необходимо нанимать местные команды или искать партнёров, которые уже успешны на этих рынках, — чтобы учесть малопонятные извне культурные и экономические особенности.

Нужно ли сейчас учиться IT-профессиям

Кто: основатель Skillbox Дмитрий Крутов.

Где: в подкасте «Постнауки» «Мыслить как учёный».

Про что: почему взрослым труднее учиться и почему сейчас важно этим заниматься.

В этом диалоге Дмитрия Крутова и Ивара Максутова много тем: от того, зачем в юности необходимо бесцельное, на первый взгляд, университетское образование, до будущего переосмысления профессии инженера. Также Дмитрий высказывает своё мнение о том, как нейросети могут изменить профессию преподавателя и как их использование прямо сейчас влияет на рентабельность бизнеса. Вопреки распространённому представлению, внедрение нейросетей в продажи и административную работу — не всегда экономия средств, продвинутые большие языковые модели стоят недёшево.

Основной темой беседы стало обучение цифровым профессиям. Стоит ли человеку 30–40 лет, чья профессия перестала быть востребованной или подходящей лично для него, идти в IT сейчас? Может быть, стоит подождать пару лет и задуматься о переквалификации уже на роли, которые появятся благодаря технологическому развитию? Дмитрий уверен, что если вообще стоит вопрос о переходе в эту отрасль, то сделать выбор нужно сейчас: через пару лет IT-задач для джунов просто не останется. Точнее, гораздо выше станут требования и барьеры — будущие джуны будут заниматься тем, что сейчас делают более опытные специалисты. И чтобы «войти в IT», нужно будет проходить более длинный начальный путь.

Какого технологического уровня ждать от нейросетей и как это повлияет на навыки людей

Кто: руководитель бизнес-группы поиска и рекламных технологий «Яндекса» Дмитрий Масюк.

Где: в Kuji podcast

Про что: какие сферы ИИ сильнее всего изменил в последние пару лет и что ещё может измениться.

Предмет обсуждения в этом выпуске — совсем не образование, однако к темам необходимых и устаревших навыков, обучения с помощью нейросетей и эволюции профессий участники возвращаются постоянно. Гость подкаста выступает скорее оптимистом в отношении нейросетей и с восторгом делится тем, как большие языковые модели уже сейчас помогают в изучении чего угодно. Один из ведущих, математик Андрей Коняев, показывает себя скорее скептиком. Среди вопросов, в которых их мнения расходятся, — галлюцинации нейросетей (и то настанет ли момент, когда им можно будет доверять) и цифровое одиночество.

Ещё в выпуске обсуждается влияние нейросетей на ,сферы, которые традиционно развивались благодаря творческим усилиям человека. Например, похоже, что сильнее всего генеративный ИИ изменил работу учёных-математиков: основную часть труда по проверке гипотез теперь выполняет он. На очереди, считает Андрей Коняев, программирование, — долгое время эта сфера оставалась на уровне ремесленных артелей, а теперь перейдёт к настоящим заводам по производству кода. Для основной массы занятых в отрасли это, конечно, не самая хорошая новость. Но полностью, считают участники обсуждения, профессия программиста не исчезнет.

Что помогает, а что мешает использовать генеративные нейросети и другие ИИ-технологии в университетах

Кто: научный руководитель лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ Диана Королёва, директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев, генеральный директор компании «Кеды профессора» Константин Егошин.

Где: на открытом семинаре Института образования НИУ ВШЭ.

Про что: как преподаватели и руководители вузов сейчас относятся к ИИ и как тем временем идёт развитие технологий для образования.

На очередном открытом семинаре докладчики представили два исследования и презентацию о перспективах ИИ в образовании. В первом выступлении Диана Королёва поделилась результатами опроса о том, как воспринимают развитие нейросетей преподаватели вузов. А другое исследование, которое представил Евгений Терентьев, показало, что российские вузы не стремятся экспериментировать с ИИ и скорее выжидают, пока преподаватели и студенты сами что-то попробуют и найдут подходящие для них решения или пока регулятор введёт меры регулирования (в Минобрнауки между тем поддерживают принятие в вузах собственных этических кодексов). Главным фактором, который мотивирует вузы регламентировать применение ИИ, становится не желание использовать новые возможности, а избегание рисков (например, связанных с ИИ-плагиатом). Однако стоит учитывать, что Евгений рассказывал не о большом количественном исследовании значительного числа вузов, а о качественном, — авторы провели 15 интервью с проректорами разных университетов.

Заключительный доклад Константина Егошина был посвящён тому, почему вузам, как и любым другим организациям, всё-таки придётся адаптироваться к возможностям генеративных моделей и других ИИ-технологий. В заключение НИУ ВШЭ и «Кеды профессора» объявили о том, что будут совместно разрабатывать образовательные программы по ИИ и соответствующие инструменты для российских вузов.

Что изменится в образовательной аналитике благодаря ИИ

Кто: эксперт по психометрике Дмитрий Аббакумов.

Где: в подкасте «Ноосфера».

Про что: как работает психометрика в образовании сейчас и к чему может привести её развитие.

Первая половина этого интервью посвящена истории развития психометрики. Дмитрий Аббакумов рассказывает о первых шагах этой науки и о роли российских и советских учёных в её создании. Далее беседа переходит к конкретным современным примерам: как определяют образовательные результаты в курсах по самым разным темам — от йоги до HTML, какие проблемы при этом обычно возникают и как формулировать цели обучения, чтобы они были измеримыми.

В заключительной части ведущий и гость обсуждают, что развитие ИИ и научных методов, позволяющих анализировать активность мозга, могут изменить в психометрике. С точки зрения Дмитрия Аббакумова, технические инновации действительно могут сформировать новый облик образовательной аналитики. Однако это не значит, что в процессе разработки инструментов измерения и тем более в принятии решений о том, как люди учатся, должна снизиться роль человека.

Почему университетам не даётся модернизация

Кто: директор Центра трансформации образования «Сколково» Ольга Назайкинская, первый проректор Российского университета транспорта Владимир Тимонин.

Где: в подкасте «Трансформаторная будка».

Про что: почему успешные проекты трансформации отдельных подразделений не выходит масштабировать на весь университет.

Представьте ситуацию: в крупном региональном университете один из институтов или факультетов возглавил управленец, заинтересованный в глубоком обновлении образования. Студенты перешли на индивидуальные траектории обучения, появились практики на настоящем производстве, работа над стартапами. Из учебного процесса исчезли неактуальные учебники, формальные курсовые и дипломы. Ненужная бюрократия тоже ушла. Результаты замечательные, и руководство вуза пытается распространить успешный опыт на остальные подразделения. Но масштабирование становится полным провалом и тихо сворачивается через пару лет. Почему так получается — обсуждали в этом подкасте.

К сожалению, ведущие не приводили конкретных примеров удавшихся и неудавшихся проектов трансформации вузов, из-за чего разговор кажется недостаточно предметным. Но это не помешало им назвать причины, по которым успешная трансформация гринфилда с трудом масштабируется на целые вузы. Это и отсутствие честного анализа причин, которые сделали возможным успех в одном подразделении, и тот факт, что к обсуждению проектов трансформации не привлекают рядовых сотрудников вуза и даже руководителей кафедр и факультетов, особенно если они настроены скептически.

Какие методы изучения иностранных языков востребованы в корпоративном обучении

Кто: руководитель направления по организационному развитию и управлению талантами международной биофармацевтической компании «АстраЗенека» Валерия Платонова.

Где: в подкасте «Обучение между делом».

Про что: какие занятия и технологии обучения предлагает своим сотрудникам международная фармкомпания.

Компания, организацией обучения в которой занимается гостья этого выпуска, находится не в самой типичной ситуации для современного состояния российского бизнеса: она является частью международной корпорации. И многим сотрудникам российского офиса регулярно нужны в работе английский и другие иностранные языки для общения даже не с контрагентами, а с коллегами из других подразделений. Поэтому изучение языков необходимо всем, и это, казалось бы, все понимают.

Самое сложное для сотрудников в такой ситуации, говорит в подкасте Валерия Платонова, — реалистично оценить собственные знания. Многим кажется, что если нет проблем с перепиской и пониманием устной речи, то уровень владения языком уже очень высокий. Но те же люди могут всеми силами избегать ситуации, когда на обычном совещании нужно высказаться или просто ответить на вопрос на иностранном языке, потому что чувствуют себя неуверенно.

Задачу обучения иностранным языкам в российской «АстраЗенека» при этом решают не с помощью обязательных для всех курсов и экзаменов: вместо этого сотрудникам создают максимум возможностей для занятий на цифровой платформе. Помимо онлайн-упражнений и классов по видеосвязи, есть ещё локальные языковые клубы. Как всё это работает и влияет на бренд работодателя, слушайте в подкасте.

Чем занимаются консультанты по поступлению в вузы

Кто: эксперт по поступлению в вузы России Анастасия Слотина.

Где: в подкасте «Выросли, стали».

Про что: какие услуги оказывают консультанты по поступлению и почему старшеклассники к ним обращаются.

В этом выпуске гостья рассказывает о собственном академическом треке (она училась в МГИМО) и о том, как из репетитора по английскому переквалифицировалась в специалиста по поступлению в вузы, — в России спрос на высшее образование давно уже привёл к появлению такой сферы деятельности.

Судя по её опыту, задача консультанта по этой теме — не столько помочь абитуриенту сориентироваться в сроках и правилах приёмной кампании (хотя это тоже необходимо, потому что порядок непрост), сколько обеспечить поддержку в поиске и изучении подходящих программ вузов в старших классах. Ведь недостаточно просто определиться, какая профессиональная сфера подростку интересна, — нужно понять, какие именно профессии в ней есть, в каких вузах есть по ним программы, из каких дисциплин в реальности состоят эти программы, какие там условия поступления. Всем этим, по идее, абитуриенты и их семьи могут заниматься самостоятельно, и большинство так и делает, но иногда сами старшеклассники слишком заняты подготовкой к экзаменам, а родители — работой, и тогда они обращаются к консультанту.

В подкасте обсуждают, как поменялись в последние годы правила приёма, что происходит с отношением к высшему образованию и что может сделать первокурсник, который понял, что после долгих раздумий и попыток поступил всё-таки не на ту программу, о которой мечтал.

Развивают ли школьные олимпиады полезные в жизни навыки?

Кто: победители международных олимпиад Александр Белоцерковцев и Андрей Шевцов, президент ГК «Просвещение» Михаил Кожевников, директор президентского физико-математического лицея №239 Максим Пратусевич, управляющий директор ВЭБ.РФ Александр Мачевский и другие.

Где: на дискуссии ПМЭФ «От лидерства в образовании к лидерству в бизнесе и технологиях».

Про что: что бывает с победителями олимпиад после поступления в вузы и какая поддержка от будущих работодателей нужна одарённым студентам.

На этой сессии экономического форума речь шла в первую очередь об олимпиадниках, но участники немало обсуждали и общие проблемы выхода студентов на рынок труда. Почему, задался вопросов Александр Мачевский, на собеседованиях в крупных компаниях появляются магистранты, у которых ещё нет опыта работы? Они уже окончили бакалавриат, а практических навыков не имеют никаких: «как Лунтик — „Я родился!“», сравнивает эксперт. Правда, винили участники дискуссии в этих проблемах не только вузы: прозвучало мнение, что и сами работодатели должны понимать, что за пару недель практики студенты ничему не успеют научиться. Стоит, считает Александр Мачевский, предлагать более продолжительные стажировки на полгода минимум.

Что же касается студентов-олимпиадников, среди их специфических проблем участники отметили, что им легко «зазвездиться», — трудно не считать себя самым умным, когда ты буквально лучший в мире по какому-то предмету. А ещё им, как и в принципе многим студентам, не хватает коммуникативных навыков, в том числе умения представить себя в деловой обстановке. С другой стороны, опыт олимпиад учит вкладываться в выбранное дело и не отступать перед трудностями, так что у их победителей карьеры обычно тоже складываются хорошо. Как именно, на дискуссии рассказал серебряный медалист Международной олимпиады по математике Андрей Шевцов, который провёл целое исследование вопроса.

Почему до сих пор актуальна одна из самых популярных книг XX века о школе

Кто: учитель литературы Марина Павлова.

Где: в подкасте «Полка.Литра».

Про что: про сюжет и содержание романа «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Бел Кауфман.

Этот короткий выпуск — отличный способ познакомиться со знаменитой книгой о буднях начинающей учительницы для тех, кто ещё её не читал. А те, кто с книгой знаком, но давно её не перечитывал, могут удивиться тому, как современно звучат пересказанные в подкасте перипетии сюжета.

Марина Павлова вводит слушателей в контекст, в котором создавалось произведение, говорит о его стиле и судьбе. Это редкий роман о школе, по которому даже поставлен бродвейский мюзикл! Но главное в выпуске — прочитанные отрывки диалогов и переписок, из которых состоит книга. В страхах и сомнениях главной героини, в портретах и судьбах её коллег и учеников легко увидеть реальность любой современной школы. Может, образование — консервативная сфера, а может быть, просто люди всегда те же.

Что вымышленные учебные заведения говорят об идеале университета

Кто: философ Рустем Вахитов.

Где: в подкасте «Лига Айвы. Об университете».

Про что: почему в фэнтези и научной фантастике редко появляются университеты и какими они там показаны.

Ещё один выпуск для книголюбов — на этот раз для поклонников научной фантастики. Обычно ведущий Борис Орехов обсуждает с гостями их опыт работы в разных вузах России и мира, но завершить очередной сезон решил более отвлечённой темой. Почему, задался он вопросом, в вымышленных мирах часто появляются школы, но гораздо реже — университеты? И на каких образцах основаны немногочисленные примеры?

Несмотря на выбор темы, разговор в подкасте всё-таки касался реальной истории университетов в Европе, России и Азии. Обсуждалось, например, насколько современные вузы в разных странах сохраняют дух академической корпорации и становятся местом, где могут общаться исследователи разных специальностей. И почему это важная задача вузов — более, может быть, важная, чем подготовка специалистов для разных отраслей.


Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее



Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована