Образование
#Мнения

Персонализация обучения в вузах: имитация, компромисс или реальный тренд?

Индивидуальным на 100% высшее образование в ближайшее время не будет, уверен эксперт. Но золотая середина — именно то, что нужно студентам и вузам.

Иллюстрация: Drazen Zigic / Gorodenkoff / Shutterstock / Annie для Skillbox Media

Дмитрий Коваленко

Руководитель центра по работе с вузами и академическим сообществом «СберУниверситета».

Персонализация в высшем образовании означает, что обучение ориентируется, помимо запросов работодателей и позиции образовательной организации, на запрос самих студентов. Это позволяет строить честный диалог вуза с обучающимися, повышать их вовлечённость, мотивацию, готовность к плодотворному сотворчеству с преподавателями — вместо формального «просиживания» времени. Но работает ли персонализация в действительности, а не на словах? И в чём конкретно она вообще может проявляться?

Какой может быть персонализация в вузах

Разные виды персонализации, на мой взгляд, — стороны одного творческого процесса. Есть персонализация, когда студент выбирает собственную образовательную траекторию, то есть может влиять на перечень компетенций, которые получает в итоге. А есть персонализация, которая представляет собой адаптацию учебной информации под интересы и способности учащегося.

Именно первый тип, то есть персонализация по траектории, стал трендом, который плотно вошёл в российскую образовательную повестку. Едва ли не все университеты, далеко не только ведущие, прописали в своих программах развития переход к индивидуальным образовательным траекториям. Кто-то по-настоящему этим занимается, кто-то имитирует, но в общем все сейчас признают, что это серьёзный тренд. Да и люди уже привыкли к тому, что в университетских и других программах есть вариативная часть. Интересные наработки персонализации по траекториям есть в ИТМО, МФТИ, ТюмГУ, ВШЭ и других вузах.

У нас в экосистеме «Сбера» свои наработки тоже есть: в «Школе 21» применяется особая модель, где обучение вообще происходит без преподавателей, и оно в значительной степени персонализировано — у каждого учащегося получается свой образовательный путь. С другой стороны, все задания построены таким образом, что для работы над ними нужно объединяться в команды, помогать друг другу, так или иначе подстраиваться под требования программы.

Среди тех, кто учится, сейчас заметен запрос на третий вид персонализации — по форматам. Это когда одна и та же информация доносится разными способами, и студент может выбрать, какой предпочтителен именно для него.

В части адаптации содержания учебного контента запрос, как мне кажется, меньше, потому что студентам труднее судить, чем один контент отличается от другого. А вот потребность в обновлении форматов сильна: поколения меняются, и современная студенческая молодёжь привыкла к очень коротким, интенсивным, эмоциональным форматам подачи информации. Следующий шаг, как мне кажется, — серьёзная персонализация форматов благодаря ИИ-помощникам.

Самый простой пример — уже сейчас видеоролики можно быстро перевести в текст, автоматически его отредактировать, выделить ключевые тезисы и из видеокурса, таким образом, получить текстовый курс.

Уже создаётся большое количество цифровых аватаров, и дальше это будет только развиваться: в качестве виртуальных преподавателей они будут озвучивать лекции и отвечать на вопросы по ним. В «СберУниверситете» мы сейчас тестируем ряд курсов, которые можно пройти с помощью искусственного интеллекта — телеграм-помощника Истры. Но можно то же самое изучать в более традиционном формате на нашей образовательной платформе.

Как выглядит реальная персонализация в высшем образовании

Конечно, персонализация для университетов — большой вызов, потому что ради неё перестраивать приходится множество процессов, начиная с отбора студентов в приёмную кампанию. И с этим, как я вижу, есть ряд сложностей:

  • Административно-правовые сложности связаны с тем, что вузам нужно действовать в методических рамках федеральных образовательных стандартов, профстандартов, требований учредителя и работодателей.
  • Финансовые ограничения возникают, потому что для запуска персонализации нужны серьёзные вложения в реинжиниринг внутренних процессов, цифровую и кадровую трансформацию.
  • Кадровые проблемы тоже проявляются, хотя для методистов и педдизайнеров проектирование индивидуальных образовательных траекторий — интересный вызов. Но в вузах таких специалистов сложно удерживать, чаще они креативят и профессионально растут на более гибких образовательных площадках, в EdTech-компаниях, корпоративных университетах, современных бизнес-школах.

Сегодня персонализация в вузах на практике выглядит как поиск компромиссных моделей — это не на 100% индивидуальные траектории, а выбор из готовых маршрутов в рамках профилей. Мне кажется, это разумно. Всё-таки у студента ещё недостаточно понимания для того, чтобы самому себе сформировать программу.

Думаю, когда вузы предлагают студенту выбор из грамотно структурированных модулей, майноров, иных блоков дисциплин — это не просто золотая середина, но и действительно правильный вариант. Студент при этом в какой-то степени влияет на то, что будет изучать, но продвигается в логике, которую спроектировал университет. И в результате получает понятные для вуза и для будущего работодателя наборы знаний и навыков.

В большинстве российских вузов идут по этому пути — пытаются делать логически связанные модули, из которых студент может выбирать.

Много примеров, когда в процессе участвуют крупные компании-работодатели. Они приходят рассказывать студентам о том, что сегодня наиболее востребовано, какие навыки будут нужны, иногда направляют своих специалистов читать какие-то курсы в вариативной части программы. Таким образом компания подбирает студентов, а ребята могут делать более осознанный выбор — основываясь не на своих ощущениях, а слушая практиков из бизнеса о том, что нужно в конкретной компании. И это действительно персонализация по траектории, потому что на поздних этапах обучение у студентов, которые формально находятся в одном потоке, может происходить с участием разных компаний.

Что на самом деле мешает вузам персонализировать программы

В некоторых вузах персонализация всё ещё представляет собой имитацию: например, студентам предлагают на выбор две дисциплины, из которых одна заведомо неинтересная, чтобы только отчитаться о персонализации и вариативности обучения.

Фото: Drazen Zigic / Shutterstock

Я уже четвёртый год в экосистеме «Сбера», а до этого почти 20 лет проработал в университете. Находясь в позиции бизнеса, считаю, что всё-таки ключевое препятствие — консерватизм внутри университетов.

Практика показывает, что если вуз в процессе диалога с будущим работодателем понимает, какая ему нужна персонализация и зачем, то всё получается. И цифровые инструменты для поддержки индивидуальных траекторий появляются, и финансирование находят, и для преподавателей обеспечивают развитие.

Это решаемая задача — уже есть вузы-лидеры, которые научились качественно реализовывать персонализацию в траекториях. Остальным можно повторять их опыт. Персонализация и с точки зрения траекторий, и с точки зрения форматов, мне кажется, на горизонте буквально нескольких лет войдёт в обиход любого уважающего себя учебного заведения. Думаю, что адаптация форматов на основе ИИ-технологий в течение ближайших пяти лет точно произойдёт.

Развитие технологий и кадров, которые смогут ими пользоваться, — взаимосвязанные задачи, и решать их будут параллельно. Мне кажется, преподаватели в ближайшие пять лет серьёзно перестроятся. Например, в «Сбере» мы ежегодно проводим летнюю цифровую школу, где бесплатно повышаем квалификацию двух тысяч преподавателей вузов по программам, связанным с технологиями, и в этом году конкурс составил четыре человека на место. Уже по одному этому факту мы понимаем, что преподавателям это действительно интересно, они хотят уметь использовать эти технологии. Плюс происходит смена поколений, а молодые преподаватели ещё в бытность студентами получают опыт использования генеративных моделей. И нет смысла этому препятствовать.

В моё время, например, преподаватели пытались бороться с использованием интернета тем, что задавали все рефераты писать от руки. Постепенно это ушло, и отношение к ИИ изменится аналогично.

Над чем стоит подумать концептуально

Остаётся один очень большой и очень непростой ключевой вопрос про персонализированную трансформацию образования. Благодаря ИИ мы подстраиваем форматы под студентов, делаем обучение всё более человекоцентричным, даём учащимся всё больше возможностей влиять на свои траектории — к чему это нас в итоге приведёт? Как не упустить правильные ценностные установки и необходимые образовательные эффекты при технологизации?

Научная фантастика нам даёт разные прогнозы на этот счёт. И не хотелось бы, чтобы, как в мультфильме «ВАЛЛ-И», человечество все задачи передало роботам. Как сделать, чтобы ИИ не губил творческие системные мыслительные процессы в студенте, а наоборот, студент мог использовать его как инструмент для саморазвития?

Приглашаю тех, у кого есть опасения или, наоборот, оптимистические прогнозы на этот счёт, к дискуссии. Поделитесь своим мнением. А ещё этот ключевой вопрос мы будем обсуждать на сессии «Университеты: как раскрыть потенциал обучающихся в эпоху технологий» на конференции «Больше чем обучение».

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована