Образование
#новости

Педагогические вузы продолжают набирать популярность

В Минпросвещения заявили, что в 2023 году в них подали почти на 100 тысяч больше заявлений, чем в 2022-м.

Итоги приёма в педвузы подвели 13 сентября на площадке пресс-центра «Россия сегодня».

Сколько будущих педагогов приняли вузы в 2023 году

Основные результаты приёмной кампании назвала заместитель министра просвещения Татьяна Васильева. По её словам, интерес абитуриентов к педагогическому образованию в этом году оказался как никогда высоким. Только в педвузы, подведомственные Минпросвещения (их 38), было подано рекордное число заявлений на педагогический бакалавриат и специалитет — 385 тысяч. По её словам, это почти на 100 тысяч больше, чем в прошлом году. При этом всего педвузам выделили 39 тысяч бюджетных мест.

Правда, на аналогичном мероприятии в 2022-м Васильева сообщила, что в педвузы подали 370 тысяч заявлений. Однако тогда не уточнялось, в конкурсе на какие формы обучения участвовали абитуриенты — возможно, в это число входили и заявления от поступающих в магистратуру.

В 2023-м больше всего заявлений подали:

  • в Московский педагогический государственный университет;
  • в Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена;
  • в Государственный университет просвещения;
  • в Новосибирский государственный педагогический университет;
  • в Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина.

Сколько именно заявлений подали в каждый из этих вузов, Васильева не уточнила. Она добавила, что, по предварительным данными Минобрнауки, всего в российские университеты на педагогические направления и специальности подано 725 тысяч заявлений.

Каким был конкурс в педвузы

Представительница Минпросвещения сообщила, что средний конкурс в педагогических вузах составил 12 человек на место. Самый высокий конкурс отметили на направлениях с двумя профилями подготовки — 14 человек на место. Их отличие от стандартных в том, что с дипломом такой программы педагог может преподавать два разных предмета — например, физику и математику.

Уточняется, что в магистратуру на педагогические направления поступили почти 10 тысяч человек. Средний конкурс составил четыре человека на место.

Ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков рассказал, что в этом году в вуз поступило почти 80 тысяч заявлений — это почти на 14% больше, чем в прошлом. Средний балл зачисленных первокурсников составил более 80 (на 0,3 больше, чем в 2022-м). Кстати, университет участвует в пилотном проекте, направленном на проработку новой модели высшего образования. То есть там, помимо программ бакалавриата, есть программы базового высшего образования — это новое название первого уровня высшего образования в рамках пилота (вместо бакалавриата и специалитета).

Отдельно Лубков привёл данные о том, сколько всего заявлений подали на каждое из направлений по базовому высшему образованию (в рамках пилота):

  • «Русский язык, литература и история» (6 лет обучения) — 1145;
  • «История и обществознание. Организация воспитательной деятельности» (6 лет) — 1071;
  • «Начальное образование и история» (5 лет) — 976;
  • «Иностранный язык (китайский) и русский язык как иностранный» (5 лет) — 938;
  • «Практическая возрастная психология» (4 года) — 736;
  • «Дошкольное образование» (4 года) — 298;
  • «Физика и информатика» (5 лет) — 181.

По словам Лубкова, на последнем направлении средний балл составил чуть меньше 70, а на остальных — от 90. При этом на каждом из этих направлений было по 25 бюджетных мест. Нетрудно заметить, что гуманитарные направления у абитуриентов в приоритете. При этом, судя по статистическому обзору НИУ ВШЭ «Начальное, основное и среднее общее образование в России», наибольшую потребность школы испытывают в учителях физики и химии.

По словам руководителя Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы Салавата Сагитова, самыми популярными педагогическими направлениями подготовки в вузе стали те, что связаны с преподаванием истории, иностранных языков и с работой в начальной школе (конкурс составил около 20 человек на место по каждому из них). Правда, самый высокий конкурс (около 30 человек на место) в университете сложился на направлении «Компьютерные технологии и интеллектуальный анализ данных» (с педагогикой оно не связано). Ректор также отметил, что в этом году в вуз поступило на 30% больше иностранцев, чем в 2022-м.

Что не так с работой в школе

Некоторые участники пресс-конференции выразили надежду, что многие из поступивших в педвузы придут работать в школу. Дело в том, что выпускники зачастую либо вообще не доходят до образовательных организаций, либо быстро их покидают. Например, президент Российской академии образования и экс-министр просвещения Ольга Васильева в прошлом году заявила, что к 2029-му в российских школах учителей моложе 30 лет будет не более 6%. По её словам, дефицит педагогов сохраняется в стране даже при том, что таких специалистов готовят более 200 вузов и более 400 колледжей. А в марте 2023-го на дефицит молодых учителей указала вице-премьер Татьяна Голикова.

Одно из исследований НИУ ВШЭ показало, что с выгоранием чаще сталкиваются именно молодые учителя. Кроме того, чем меньше у педагога стаж, тем чаще он думает, что выбрал не ту профессию. Проще говоря, основная проблема сейчас не в том, чтобы привлечь как можно больше молодых людей в педвузы, а в том, чтоб мотивировать их работать потом в школах.

Кстати, не так давно корреспондент 116.RU Александр Виноградов, год проработавший в школе и ещё столько же — в колледже, объяснил, почему, по его мнению, молодёжь не задерживается в образовательных организациях. Основные причины — низкие зарплаты, отношение к педагогам руководителей учебных заведений, некоторых родителей и части учеников, а также большие объёмы бумажной работы и постоянные переработки. Но на этом минусы, по его мнению, не заканчиваются.

«Статус школьного педагога в России вообще крайне низок. Сейчас он болтается где-то на уровне плинтуса. Учителей считают неудачниками. Иногда, правда, чиновники вспоминают о „педагогическом призвании“. Но, вероятно, под этим подразумевается умение много работать и мало получать. Наши педагоги должны работать много — иначе никак. В школьной среде ходит даже поговорка: „С одной ставкой учителю нечего будет есть, с двумя — некогда спать“», — отметил Виноградов.

Он добавил, что школа может негативно отражаться и на личности педагога: учителя постоянно испытывают стресс и сталкиваются с переработками. Всё это, по его мнению, как раз и приводит к выгоранию, а также к тому, что учительство перестаёт быть творческим процессом, превращаясь в «тягомотное повторение одного и того же».

Напомним, в Минобрнауки по итогам приёмной кампании также назвали педагогические направления подготовки в числе самых популярных наряду с IT и медициной. Правда, есть вероятность, что на самом деле это вывели по количеству поступивших, а это, к сожалению, не всегда определяется желанием освоить ту или иную профессию — порой абитуриенты выбирают специальность, на которую им проще всего поступить.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована