Итоги приёма в педвузы подвели 13 сентября на площадке пресс-центра «Россия сегодня».
Сколько будущих педагогов приняли вузы в 2023 году
Основные результаты приёмной кампании назвала заместитель министра просвещения Татьяна Васильева. По её словам, интерес абитуриентов к педагогическому образованию в этом году оказался как никогда высоким. Только в педвузы, подведомственные Минпросвещения (их 38), было подано рекордное число заявлений на педагогический бакалавриат и специалитет — 385 тысяч. По её словам, это почти на 100 тысяч больше, чем в прошлом году. При этом всего педвузам выделили 39 тысяч бюджетных мест.
Правда, на аналогичном мероприятии в 2022-м Васильева сообщила, что в педвузы подали 370 тысяч заявлений. Однако тогда не уточнялось, в конкурсе на какие формы обучения участвовали абитуриенты — возможно, в это число входили и заявления от поступающих в магистратуру.
В 2023-м больше всего заявлений подали:
- в Московский педагогический государственный университет;
- в Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена;
- в Государственный университет просвещения;
- в Новосибирский государственный педагогический университет;
- в Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина.
Сколько именно заявлений подали в каждый из этих вузов, Васильева не уточнила. Она добавила, что, по предварительным данными Минобрнауки, всего в российские университеты на педагогические направления и специальности подано 725 тысяч заявлений.
Каким был конкурс в педвузы
Представительница Минпросвещения сообщила, что средний конкурс в педагогических вузах составил 12 человек на место. Самый высокий конкурс отметили на направлениях с двумя профилями подготовки — 14 человек на место. Их отличие от стандартных в том, что с дипломом такой программы педагог может преподавать два разных предмета — например, физику и математику.
Уточняется, что в магистратуру на педагогические направления поступили почти 10 тысяч человек. Средний конкурс составил четыре человека на место.
Ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков рассказал, что в этом году в вуз поступило почти 80 тысяч заявлений — это почти на 14% больше, чем в прошлом. Средний балл зачисленных первокурсников составил более 80 (на 0,3 больше, чем в 2022-м). Кстати, университет участвует в пилотном проекте, направленном на проработку новой модели высшего образования. То есть там, помимо программ бакалавриата, есть программы базового высшего образования — это новое название первого уровня высшего образования в рамках пилота (вместо бакалавриата и специалитета).
Отдельно Лубков привёл данные о том, сколько всего заявлений подали на каждое из направлений по базовому высшему образованию (в рамках пилота):
- «Русский язык, литература и история» (6 лет обучения) — 1145;
- «История и обществознание. Организация воспитательной деятельности» (6 лет) — 1071;
- «Начальное образование и история» (5 лет) — 976;
- «Иностранный язык (китайский) и русский язык как иностранный» (5 лет) — 938;
- «Практическая возрастная психология» (4 года) — 736;
- «Дошкольное образование» (4 года) — 298;
- «Физика и информатика» (5 лет) — 181.
По словам Лубкова, на последнем направлении средний балл составил чуть меньше 70, а на остальных — от 90. При этом на каждом из этих направлений было по 25 бюджетных мест. Нетрудно заметить, что гуманитарные направления у абитуриентов в приоритете. При этом, судя по статистическому обзору НИУ ВШЭ «Начальное, основное и среднее общее образование в России», наибольшую потребность школы испытывают в учителях физики и химии.
По словам руководителя Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы Салавата Сагитова, самыми популярными педагогическими направлениями подготовки в вузе стали те, что связаны с преподаванием истории, иностранных языков и с работой в начальной школе (конкурс составил около 20 человек на место по каждому из них). Правда, самый высокий конкурс (около 30 человек на место) в университете сложился на направлении «Компьютерные технологии и интеллектуальный анализ данных» (с педагогикой оно не связано). Ректор также отметил, что в этом году в вуз поступило на 30% больше иностранцев, чем в 2022-м.
Что не так с работой в школе
Некоторые участники пресс-конференции выразили надежду, что многие из поступивших в педвузы придут работать в школу. Дело в том, что выпускники зачастую либо вообще не доходят до образовательных организаций, либо быстро их покидают. Например, президент Российской академии образования и экс-министр просвещения Ольга Васильева в прошлом году заявила, что к 2029-му в российских школах учителей моложе 30 лет будет не более 6%. По её словам, дефицит педагогов сохраняется в стране даже при том, что таких специалистов готовят более 200 вузов и более 400 колледжей. А в марте 2023-го на дефицит молодых учителей указала вице-премьер Татьяна Голикова.
Одно из исследований НИУ ВШЭ показало, что с выгоранием чаще сталкиваются именно молодые учителя. Кроме того, чем меньше у педагога стаж, тем чаще он думает, что выбрал не ту профессию. Проще говоря, основная проблема сейчас не в том, чтобы привлечь как можно больше молодых людей в педвузы, а в том, чтоб мотивировать их работать потом в школах.
Кстати, не так давно корреспондент 116.RU Александр Виноградов, год проработавший в школе и ещё столько же — в колледже, объяснил, почему, по его мнению, молодёжь не задерживается в образовательных организациях. Основные причины — низкие зарплаты, отношение к педагогам руководителей учебных заведений, некоторых родителей и части учеников, а также большие объёмы бумажной работы и постоянные переработки. Но на этом минусы, по его мнению, не заканчиваются.
«Статус школьного педагога в России вообще крайне низок. Сейчас он болтается где-то на уровне плинтуса. Учителей считают неудачниками. Иногда, правда, чиновники вспоминают о „педагогическом призвании“. Но, вероятно, под этим подразумевается умение много работать и мало получать. Наши педагоги должны работать много — иначе никак. В школьной среде ходит даже поговорка: „С одной ставкой учителю нечего будет есть, с двумя — некогда спать“», — отметил Виноградов.
Он добавил, что школа может негативно отражаться и на личности педагога: учителя постоянно испытывают стресс и сталкиваются с переработками. Всё это, по его мнению, как раз и приводит к выгоранию, а также к тому, что учительство перестаёт быть творческим процессом, превращаясь в «тягомотное повторение одного и того же».
Напомним, в Минобрнауки по итогам приёмной кампании также назвали педагогические направления подготовки в числе самых популярных наряду с IT и медициной. Правда, есть вероятность, что на самом деле это вывели по количеству поступивших, а это, к сожалению, не всегда определяется желанием освоить ту или иную профессию — порой абитуриенты выбирают специальность, на которую им проще всего поступить.
Читайте также:
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее 
                     Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                         
                                     
                                     
                                     
                                    