Основатель онлайн-школы «Репетиторская империя» Виктор Медведев из Тюменской области устроился в школу учителем истории и обществознания, чтобы посмотреть на систему образования изнутри и понять, почему молодые учителя не задерживаются в профессии. Своим опытом он поделился с изданием 72.ru.
Про зарплату
Бизнесмен рассказал, что ходил на собеседования в несколько учебных заведений. Во многих ему сразу отказывали в приёме на работу, несмотря на дипломы учителя и юриста, объясняя это тем, что нельзя вести уроки у старшеклассников без опыта работы в школе. Но в новой школе, где учатся 3 тысячи детей, а педагогов, похоже, не хватает, его согласились взять на 1,5 ставки (27 часов) преподавания, а также на классное руководство, на следующих условиях:
- оклад — 27 тысяч рублей;
- классное руководство — 7 тысяч рублей;
- стимул в зависимости от успехов учеников — 10 тысяч рублей.
При этом, несмотря на то что у Виктора Медведева есть опыт репетиторской работы и восемь сданных на 100 баллов ЕГЭ, ему не позволили вести уроки у девятиклассников, поскольку с формальной точки зрения он начинающий педагог. В итоге он работал с пятью десятыми и одним одиннадцатым классом.
Про неизвестный предмет
Кроме классических уроков истории и обществознания, новоиспечённый учитель получил в нагрузку ещё два предмета — «Человек. Мир. Общество» и «Индивидуальный проект». Никаких методичек и учебников по ним не предоставили и вообще, по словам Виктора Медведева, ничего ему не объяснили и не ввели в курс дела:
«Это называется веди то, не знаю что. Мне посоветовали подойти к учителям, к методистам и спросить, как вели эти предметы раньше».
Виктор Медведев считает, что школам стоит больше внимания уделять начинающим педагогам, подробно объясняя правила работы.
Про бумажную волокиту
Кроме уроков, молодой учитель и классный руководитель, по его словам, оказался завален бумажной работой. Он был сильно удивлён тем, что ему нужно собирать полную информацию о семьях учеников его класса — вплоть до того, кто с ними живёт и не злоупотребляют ли они алкоголем. Обзванивать родителей школьников с такими вопросами, как счёл Виктор Медведев, было бы некорректно, а организовать онлайн-опрос нельзя — это был бы несанкционированный сбор персональных данных.
Кроме того, надо ежедневно заполнять разные списки учеников (мигрантов, с ОВЗ, отсутствующих по уважительной причине, по неуважительной, болеющих ОРВИ, болеющих коронавирусом, журнал питания и так далее).
Ещё одной неожиданностью для героя публикации стало то, что воспитательную работу с учениками требовалось фиксировать в письменном виде, составляя отчёт буквально о каждой беседе. Оптимизировать такую нагрузку тоже оказалось невозможно.
«Когда нам показывали ролик с министром просвещения, где говорилось о том, что в приоритете уменьшение бумажной работы для учителей, мне хотелось рассмеяться», — поделился Виктор.
Он думал, что будет работать в школе до обеда, а затем сможет заниматься другими делами. На практике всё оказалось иначе, и уже через неделю он решил отказаться от классного руководства. Это вызвало недовольство, в итоге Виктор уволился через две недели, хотя изначально, по его словам, рассчитывал проработать в школе год.
Вообще в целом новый учитель столкнулся с не самым дружелюбным приёмом от эйчаров и руководства школы и с отсутствием адаптации, какую принято устраивать новым сотрудникам в коммерческих структурах. Не было подробного рассказа о принятых в школе порядках, экскурсии по ней, вместо этого «учитель должен ходить по кабинетам и спрашивать: „А есть у вас то? А есть у вас это?“», посетовал герой этой истории. Его лишь добавили в чат, где, кроме него, были ещё 30 новых учителей, в целом, по словам Виктора, творился хаос, а молодые педагоги боялись что-то спрашивать. Вместо поддержки он получал замечания, в том числе за внешний вид (за футболку под пиджаком).
История Виктора Медведева ярко иллюстрирует давнюю проблему: начинающих учителей трудно удержать в школах. Так, известно, что в большинстве регионов оклады молодых педагогов равны МРОТ или меньше, при этом они часто сталкиваются с выгоранием и чаще коллег с большим стажем признаются, что разочарованы выбранной профессией. Основные причины быстрого ухода молодых учителей из школ, по данным исследования МГПУ, связаны не только с низкими зарплатами и бюрократической перегруженностью, но и с конфликтами, а также с недостатком методической поддержки.
Ранее министр образования Омской области Иван Кротт предлагал замещать часть учительских вакансий «ресурсами свободного рынка труда» — то есть пенсионерами, переселенцами, безработными гражданами, а также работниками иных организаций.
Проблема с нехваткой кадров в школах есть не только в России. Например, в США на работу в школы привлекают волонтёров и оплачиваемых ассистентов — они становятся помощниками преподавателей, менторами или репетиторами. А в Великобритании заметили, что «особенности профессии учителя не соответствуют тому, к чему молодое поколение стремится в карьере и что находит в других профессиональных сферах», поэтому там предлагают предоставлять учителям возможности для гибкой занятости и даже бесплатно обучать профессиональным навыкам из других сфер с возможностью на короткий срок покинуть школу для учёбы или работы в другой сфере.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- «В школах ждут молодых учителей, но встречают так, как будто не ждут»
- Новый отчёт ОЭСР: даже в экономически благополучных странах не хватает учителей
- Как работают учителя в разных странах мира
- ЮНЕСКО: к 2030 году в мире потребуется дополнительно 44 миллиона учителей
- Как в молодом СССР восполняли нехватку учителей