В новые списки вошли 170 вузов из 43 регионов России. По числу представленных университетов лидирует, помимо Москвы (42 вуза) и Санкт-Петербурга (23 вуза), Республика Татарстан с десятью участниками. Первые места хотя бы в одном из 36 рейтингов заняли 17 вузов.
Какие вузы стали лучшими в предметных рейтингах
МГУ имени М. В Ломоносова лидирует в 11 рейтингах. Как и год назад, это списки по математике, физике, химии, географии, биологии, биотехнологиям и биоинженерии, экологии, по филологии и журналистике, лингвистике и иностранным языкам, истории и археологии. Впервые вуз возглавил также рейтинг по политологии и международным отношениям. Из перечня побед МГУ выпали рейтинги по геологии (его в этом году не составили по неназванной причине) и по информационным технологиям.
НИУ ВШЭ занял пять первых мест — по психологии, экономике, менеджменту и социологии, а также в новом списке по государственному и муниципальному управлению. Кстати, недавно рейтинг вузов по ГМУ представили также в «Интерфаксе», и его результаты немного отличаются — лидирует РАНХиГС, которая в списке RAEX заняла второе место.
МГТУ имени Н. Э. Баумана лидирует в трёх рейтингах — по машиностроению и робототехнике, по технике и технологиям наземного транспорта, по авиационной и ракетно-космической технике.
Сеченовский университет назван лучшим по медицине и по фармации.
МИФИ стал лучшим также по двум направлениям — это «Ядерная энергетика и технологии» и «Электроника, радиотехника и системы связи».
Томский политехнический университет занял первое место в списке по направлению «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», а также по химическим технологиям.
Остальные вузы-лидеры возглавили по одному предметному рейтингу:
- МФТИ — рейтинг по информационным технологиям;
- Университет МИСИС — по технологиям материалов;
- Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого — по строительству;
- Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина — по нефтегазовому делу;
- Санкт-Петербургский государственный морской технический университет — по кораблестроению и водному транспорту;
- Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна — по технологиям лёгкой промышленности;
- Российский государственный аграрный университет (МСХА имени К. А. Тимирязева) — по сельскому хозяйству;
- Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии (МВА имени К. И. Скрябина) — по ветеринарии и зоотехнии;
- СПбГУ — по праву;
- МГПУ — по педагогическому образованию;
- Финансовый университет при Правительстве РФ — рейтинг «Индустрия гостеприимства» (составлен впервые).
Если судить не только по первым строчкам, но и по вхождению в топ-3 различных списков, на первом месте по-прежнему МГУ — он в тройке лидеров в 19 рейтингах (из 20, в которых он представлен, исключением стал только менеджмент). За ним следуют СПбГУ, включённый в топ-3 в 15 списках, и НИУ ВШЭ с 13 строчками в топ-3.
В наибольшее количество рейтингов (25) вошёл УрФУ. Кроме того, в большом количестве списков представлены РУДН и ДВФУ (оба — 23), КФУ (22) и Санкт-Петербургский политехнический университет (21).
Что это за рейтинги и как их составляли
Предметные списки — часть системы рейтингов «Три миссии университета», которая развивается под контролем Российского союза ректоров. Оператором проекта выступает Ассоциация составителей рейтингов, один из учредителей которой — рейтинговое агентство RAEX. Кроме того, в семейство «Три миссии университетов» входят одноимённый международный рейтинг, список лучших вузов России RAEX — 100, локальные рейтинги региональных вузов и некоторые специальные списки, например университетов, которые в наибольшей степени влияют на общество.
Результаты нового рейтингового исследования представили генеральный директор RAEX и Ассоциации составителей рейтингов Дмитрий Гришанков и исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» в RAEX Алексей Ходырев. Они рассказали, что ключевое условие для участия в рейтингах — приём студентов на первый курс на направления подготовки бакалавриата или специалитета по данному направлению и общая численность обучающихся выше заданного для конкретной предметной области порога. При этом публикуемые списки довольно короткие: в них входит по 20 или менее вузов. То есть многие вузы прошли оценку в рамках подготовки рейтингов, но не были включены в публикуемую часть.
При ранжировании используется методология, схожая с подходом большого международного рейтинга «Три миссии университета», — все показатели делятся на группы «Наука», «Образование» и «Общество». Данные для оценки поступали из статистической отчётности Минобрнауки и результатов олимпиады «Я — профессионал», с платформ-агрегаторов онлайн-курсов Class Central и «Открытое образование», из баз данных научных публикаций, соцсетей, СМИ и веб-аналитики. То есть задействованы только внешние по отношению к самим ранжируемым вузам источники данных. На вебинаре отмечалось, что в будущем могут учитываться мнения о вузах в профессиональных сообществах.
Среди наиболее весомых критериев в предметных рейтингах «Три миссии университета» сейчас:
- средние баллы ЕГЭ поступивших на программы по тому направлению, по которому составляется список;
- численность преподавателей по направлению;
- объём финансирования в расчёте на численность студентов;
- количество научных публикаций, индексируемых в базах данных Web Of Science и в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ);
- общее количество обучающихся по данному направлению и доля среди них аспирантов;
- доля поступающих из других регионов;
- аудитория сайта и соцсетей вуза.
Вес каждого показателя при определении общего балла различается для разных предметных областей. Например, для естественно-научных направлений подготовки более значимы критерии из области «Наука», а для гуманитарных — образовательные метрики.
Что известно о качестве приёма в лучшие вузы по направлениям
Как отметили на презентации новых рейтингов, направления подготовки, по которым составлены списки, сильно отличаются друг от друга. Например, по числу обучающихся очно студентов на соответствующих программах. Наиболее массовые из всех — программы по медицине и информационным технологиям, на них во всех вузах, входивших в шорт-листы соответствующих рейтингов, учатся почти по 300 тысяч студентов. На программах по направлению педагогического образования — 217 тысяч. А данные для рейтингов по ядерной промышленности и по технологиям лёгкой промышленности относятся к программам, на которых учатся всего 5,3 и 3,3 тысячи студентов соответственно.
Ещё одно отличие — средние баллы ЕГЭ поступивших. В целом на программах вузов, которые вошли в рейтинг, средний балл составил 71,7. А по программам в области математики у вузов, вошедших в топ-20 соответствующего рейтинга, среднее значение на десять пунктов выше — 81,7 балла.
Кстати, на довольно массовых программах по информационным технологиям (около 296 тысяч студентов-очников), по экономике (134 тысячи) и праву (127 тысяч) тоже сравнительно высокие средние баллы на программах вузов в соответствующих рейтингах — 79,9 балла, 78 и 76 баллов соответственно. Это говорит об уровне конкуренции за поступление на эти программы в широкой группе ведущих вузов, не только в столичных.
Среди других направлений, на программы по которым в проранжированные вузы поступили абитуриенты с относительно высокими баллами ЕГЭ, — социология (79,4), лингвистика и иностранные языки (79,1), филология и журналистика (78,6), история и археология (78,4), политология и международные отношения (78,2), а также физика (76,6).
Ранее в правительственном докладе о реализации госполитики в сфере образования сообщалось о среднем балле ЕГЭ у зачисленных в 2023 году во все российские вузы первокурсников. Для принятых на все формы обучения он составил 66,6 балла, у поступивших на бюджетные места — 70,94.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: