Образование
#новости

Опубликован пилотный рейтинг университетов стран БРИКС

В первую десятку вошли ведущие вузы Китая и России.

На сайте Московского международного рейтинга «Три миссии университета» вышел первый выпуск международного списка лучших университетов стран БРИКС. Всего в нём 600 вузов Бразилии, Египта, Индии, Ирана, Китая, ОАЭ, России, Саудовской Аравии, Эфиопии и ЮАР.

Какие университеты оказались лучшими в странах БРИКС

Список возглавил Пекинский университет (Китай), а МГУ имени М. В. Ломоносова занял второе место. Замыкает тройку лидеров китайский Университет Цинхуа. В первую десятку рейтинга также вошли следующие российские вузы:

  • СПбГУ на пятом месте;
  • МФТИ — шестое место;
  • НИУ ВШЭ — десятое место.

Остальные участники топ-10 — вузы Китая. То есть в первой десятке — шесть китайских и четыре российских университета. Всего в топ-100 списка вошли 24 университета из России.

Составители списка — представители агентства RAEX, которое выступает оператором и других рейтингов в семействе «Три миссии университета», — отмечают, что и по общему числу проранжированных вузов лидирует Китай. Из 600 университетов в рейтинге 207 китайских, 161 российский, на третьем месте — Индия с 93 вузами.

Вот какие университеты из других стран-участниц вышли на самые высокие позиции в рейтинге:

  • Бразилия — Университет Сан-Паулу на 39-м месте;
  • Египет — Американский университет в Каире на 63-м месте;
  • Индия — Индийский научный институт в Бангалоре на 25-м месте;
  • Иран — Тегеранский медицинский университет на 90-м месте;
  • ОАЭ — Университет ОАЭ на 64-м месте;
  • Саудовская Аравия — Университет короля Сауда на 28-м месте;
  • Эфиопия — Аддис-Абебский университет в диапазоне мест 351–400;
  • ЮАР — Кейптаунский университет на 18-м месте.

Какие критерии учитывали при оценке вузов

Всего в методологии рейтинга 17 критериев, которые характеризуют деятельность вуза по трём направлениям — в образовании, науке и взаимодействии с обществом. Это практически те же критерии, что и в рейтинге «Три миссии университета», но их веса в итоговом балле немного перераспределены. Единственный новый показатель — количество совместных с партнёрами из БРИКС научных публикаций.

Наиболее весомые критерии учитывают, сколько студентов в вузе приходится на одного преподавателя, какой бюджет у вуза на одного студента, как часто студенты выигрывают международные олимпиады, насколько активно цитируются научные работы учёных университета, сколько открытых онлайн-курсов публикует вуз и у скольких его выпускников есть отдельная страница в «Википедии».

Всего по этим критериям оценили 825 вузов, вошедших в шорт-лист, из них 600 вошли в итоговый список. Из рассмотрения исключали вузы узкого профиля, все образовательные программы которых относятся к одной области знания, и университеты менее чем с 500 студентами. Источниками данных были сайты самих вузов, олимпиад, научных премий и органов власти рассмотренных стран, а также агрегаторы онлайн-курсов, социальные сети, платформы веб-аналитики и «Википедия».

Зачем понадобился новый рейтинг

В RAEX сообщили, что идею создания списка лучших университетов стран БРИКС предложили в 2023 году представители ЮАР. В феврале 2024-го ректор МГУ и председатель Российского союза ректоров (под эгидой этой организации выпускается международный рейтинг «Три миссии университета») Виктор Садовничий представил идею на заседании совета по науке и образованию при президенте. Владимир Путин её одобрил — разработка методики для рейтинга вузов стран БРИКС вошла в очередной список поручений президента.

По словам составителей, потребность в новом рейтинге появилась за счёт того, что вузы стран БРИКС относительно слабо представлены в существовавших ранее международных рейтингах. Между тем в этих государствах живёт более 3,6 миллиарда человек. Это огромный образовательный рынок, и на нём не хватает объективной оценки вузов. Генеральный директор рейтингового агентства RAEX Дмитрий Гришанков заявил в интервью ТАСС, что некоторые международные рейтинги целенаправленно дискриминируют вузы России и Китая и на их объективность, таким образом, не приходится рассчитывать.

Особенностью нового рейтинга составители называют то, что принципы и методология его составления широко обсуждались на международном уровне: на встрече министров образования стран БРИКС и на семинарах с участием представителей министерств и профсообществ государств — участников объединения. В частности, были сформулированы принципы прозрачности рейтинга. Согласно им, оценка не может быть анонимной, а все источники информации составители обязаны раскрывать.

Ранее тренд на развитие региональных рейтингов университетов в противовес глобальным отметил автор блога University Ranking Watch Ричард Холмс. По его словам, за 20 лет активного развития крупнейших международных рейтингов стали очевидны их отрицательные стороны: вузы уделяют непропорционально много внимания направлениям деятельности, результаты которых оцениваются рейтинговыми метриками, а на другие не менее важные задачи средств им не хватает.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована