Психологи из Южного федерального университета Наталья Лызь, Елена Голубева и Наталья Истратова разработали инструмент для оценки образовательного опыта обучающихся. Опросник для студентов вузов и инструкция к его применению опубликованы в журнале «Вопросы образования».
Почему важно оценивать студенческий опыт
Как отмечают авторы нового опросника, понятие «опыт обучающихся» ещё до конца не устоялось. В традиционном понимании это удовлетворённость обучением и то, насколько условия в вузе и содержание образовательных программ отвечают запросам студентов. Для оценки этого параметра существует множество анкет и других инструментов.
Но в последние годы исследования всё чаще обращают внимание на то, что студент — не потребитель услуг вуза, а активный участник образовательного процесса. А значит, опыт обучающихся не исчерпывается тем, насколько им интересны лекции или удобны аудитории. Это ещё и целый набор поведенческих и психологических признаков благополучия: насколько студент активен, вовлечён, уверен в своих силах, получает ли он поддержку преподавателей и администраторов вуза.
В инструментах измерения студенческого опыта эти дополнительные аспекты пока не отражены. Как считают авторы нового опросника, учесть их необходимо. Студенческий опыт в его новом понимании отражает не только удовлетворённость студентов, но и их успешность. А это значит, что если оценивать студенческий опыт и улучшать его, то можно влиять на результаты обучения и в итоге — на качество образования.
Как построен и работает новый опросник
Психологи отразили в разработанном инструменте традиционные и дополнительные составляющие студенческого опыта. Это удовлетворённость, вовлечённость, прогресс (с точки зрения самих студентов) в профессиональном и личностном развитии, готовность к самообразованию и саморазвитию, психологическое благополучие.
Всего в опроснике 32 утверждения, с которыми респондент может согласиться или не согласиться. Каждое из утверждений относится к одному из пяти измеряемых факторов:
- Удовлетворённость разными сторонами обучения, автономией и развитием. Измеряется по таким утверждениям, как, например, «в целом я доволен качеством преподавания и методического обеспечения».
- Интенция к расширению опыта — то есть готовность студента осваивать дополнительные курсы, учиться новому. Сюда идут утверждения из другой категории — к примеру, «я собираюсь уже во время учёбы отрабатывать и развивать полученные навыки в профессиональной деятельности».
- Самоэффективность (уверенность в собственной способности решать учебные задачи) и восприятие внешней поддержки. Фактор выражен такими утверждениями, как «моих способностей достаточно, чтобы освоить даже самые сложные дисциплины» и «уверен, что сокурсники окажут мне помощь, если у меня возникнут трудности».
- Опыт саморегулируемого обучения — самостоятельность в управлении учебной и профессиональной деятельностью. Например, «я отмечаю свои ошибки и использую эту информацию для улучшения результатов».
- Вовлечённость, в том числе планирование и целеполагание в обучении. Одно из утверждений, по согласию с которым оценивается фактор: «Я планирую свою учебную деятельность (на день, на неделю или на семестр)».
Исследователи протестировали опросник на 479 студентах из вузов Ростова-на-Дону, Таганрога, Москвы, Орла, Санкт-Петербурга и подтвердили его надёжность. Кроме того, результаты опроса сопоставили с измерением субъективного благополучия студентов, и итоговые параметры оказались связаны между собой: чем благоприятнее образовательный опыт, тем выше студенты оценивают своё благополучие. Этот вывод также подтверждает исходные предположения авторов.
Авторы предполагают, что совместно с такими показателями, как успеваемость, независимая оценка компетенций студентов и их трудоустройство после обучения, студенческий опыт позволит комплексно оценивать качество образования. Использовать опросник можно как при офлайн-обучении, так и при смешанном и дистанционном обучении в вузе.