Образование
#новости

Образовательные достижения школьников можно предсказать по их самооценке

Но то, как учащиеся оценивают свои способности и возможности, во многом определяется уровнем доходов и образования их родителей.

Об этом сообщается в двух работах разных зарубежных исследователей. Обе публикации основаны на данных PISA — 2018: международного исследования грамотности в математике, чтении и естественных науках, в котором участвовали около 600 тысяч пятнадцатилетних школьников из 74 стран, в том числе из России.

Первое исследование: уверенность в собственных способностях связана с реальными учебными достижениями

Авторы первого исследования — учёные из Норвежской школы бизнеса и Университетского колледжа Лондона (Великобритания). Их работа вышла в Personality and Individual Differences.

Исследователи хотели установить, какие факторы сильнее всего влияют на развитие интеллекта детей и на связанные с ним успехи в учёбе. Из факторов внешней среды учитывали уровень образования родителей и поддержку, которую они оказывают детям в учёбе, а также то, как школьники воспринимают учителей. Из психологических характеристик школьников в анализ включили общую самооценку, оценку собственных способностей к обучению, мотивацию к учёбе.

Для удобства исследователи перевели результаты PISA по трём шкалам — математике, естественным наукам и чтению — в общую оценку. Из психологических факторов сильнее всего с этим результатом оказалась связана оценка учащимися их навыков и знаний, то есть уверенность в собственных способностях. Выходит, что пятнадцатилетние учащиеся по всему миру здраво оценивают свои знания, и те, кто чувствует себя более уверенно при их проверке, действительно показывает лучшие результаты.

Однако уверенность в собственных способностях к учёбе оказалась тесно связана с одним из внешних факторов — уровнем образования родителей. То есть дети менее образованных родителей, как выяснилось, чаще склонны считать, что плохо справляются с учёбой, и действительно решают тесты PISA хуже. Причём поддержка родителей в учёбе (по мнению детей, так как выводы об этом делались исключительно по опросу участников PISA) имела меньший эффект.

Как именно образование родителей влияет на учебные достижения детей? Исследование не позволяет дать однозначный ответ. Возможно, дело в генетике: родители получили хорошее образование благодаря природным способностям, и в итоге те же таланты передались их детям.

Но, скорее всего, к наследственности прибавляется влияние социализации: более образованные родители предоставляют детям больше возможностей для обучения, так что к школе у них и знаний объективно больше, и представление о собственных способностях более позитивное.

Ещё одно предложенное авторами объяснение заключается в том, что уровень образования родителей связан с их профессиями — и, следовательно, с социально-экономическим положением семьи. А дети в более обеспеченных семьях имеют больше шансов хорошо учиться — в том числе потому, что у них больше условий для занятий дома и у родителей есть средства на дополнительные занятия. Как это происходит, мы ранее обсуждали в интервью про образовательное неравенство.

Второе исследование: школьники из бедных семей учатся хуже в том числе потому, что не верят в свои силы

Как раз связи между социально-экономическим неравенством и результатами PISA — 2018 посвящено второе исследование. Его опубликовала в npj Science of Learning исследовательская команда из Германии, США, ЮАР и Нидерландов.

На примере PISA исследователи попытались выяснить, какие психологические механизмы связаны с более низкими достижениями учащихся из малообеспеченных семей и что отличает тех из них, кто всё-таки получает высокие оценки. Для этого они сопоставили данные о социально-экономическом положении семей участников с их результатами по читательской грамотности. Из психологических особенностей учли самовосприятие, под которым объединили несколько измерявшихся в PISA характеристик: самооценку, оценку собственных способностей к учёбе, мышление роста, чувство принадлежности к школе и страх неудачи.

Как и ожидалось, авторы обнаружили сильную позитивную связь между статусом семьи и навыками чтения: чем лучше положение семьи, тем лучше подростки справляются с заданиями на читательскую грамотность. Подтвердилась и другая гипотеза — самовосприятие оказалось связано с этими двумя показателями. На основе этой находки и данных предыдущих исследований авторы предположили, что самовосприятие формируется с учётом статуса семьи: дети из более бедных семей замечают, что окружающие не ждут от них многого в учёбе, и ставят для себя низкую планку в образовательных и других достижениях.

Однако возможна и противоположная ситуация. Иногда, несмотря на низкий доход и статус своих семей, учащиеся оценивают свои способности как достаточно хорошие и не боятся учёбы. И в некоторых странах самовосприятие играет именно такую роль, как бы смягчая влияние бедности на успехи школьников. Это заметно в странах с высокой социальной мобильностью (это оценивали по соответствующему рейтингу Всемирного экономического форума, выпущенному в 2020 году). К ним относятся Бельгия, Нидерланды, Дания, Люксембург, Швейцария и другие европейские государства.

По мнению авторов, в таких обществах менее распространена идея, что положение семьи, доходы и связи определяют возможности на всю жизнь. Получается, дети из менее обеспеченных семей развивают более оптимистичный взгляд на свои способности — и в итоге действительно учатся лучше.

Однако стоит учесть, что связь результатов PISA с экономическим положением семьи в таких случаях всё равно прослеживается (хотя и более слабая). И хотя авторы предполагают, что повышение уверенности учащихся в собственных способностях может сгладить эффекты неравенства в некоторых странах, с этим не согласны другие исследователи.

Так, математическое моделирование в другой недавней работе по PISA — 2018 показало, что развитие социально-эмоциональных навыков (в том числе и позитивного представления о собственных способностях) позволило бы сократить разрыв между детьми из семей с разным социально-экономическим положением лишь на 8,8%. Чтобы школьники из менее обеспеченных и статусных семей действительно развивали свои способности, SEL-обучения будет недостаточно.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована