Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала очередной выпуск ежегодного отчёта «Взгляд на образование» (Education at a Glance).
Это сборник статистических и опросных данных, в основном собранных в 2022–2023 годах, и аналитики. В отчёте рассматриваются образовательные системы 49 стран — членов ОЭСР или партнёров организации. В их числе, к примеру, Индия, Бразилия, Индонезия, США, Канада и большинство европейских государств.
Данные по России в отчёт в последние годы не включают. Тем не менее его выводы позволяют судить об основных трендах развития образования на значительной территории земного шара. И, судя по выводам аналитиков в отчёте 2024 года, ключевой проблемой практически повсеместно остаётся образовательное неравенство в разных формах, а ещё во многих странах испытывают трудности с обеспечением школ учителями.
Что происходит с учительской профессией
Данные о педагогах в отчёте ОЭСР этого года нельзя назвать полными. Только 21 страна предоставила оценки по обеспеченности учителями. И в 18 из них отметили нехватку педагогов. А среди участников PISA в 2022 году 47% учились в школах, руководители которых сообщили в опросе о нехватке учителей (в 2018-м таких было 26%). Во всех странах, по которым ОЭСР приводит данные, наблюдается повышение доли учителей старше 50 лет и сокращение числа молодых педагогов.
Причины, по которым молодые люди неохотно приходят в учительскую профессию, судя по отчёту, в основном экономические. В среднем зарплата учителей составляет 81–88% от доходов специалистов в других сферах с аналогичным уровнем образования. Уровень зарплат хотя и растёт, но с учётом инфляции очень медленно — на 4–5% с 2015 по 2023-й. Поэтому во многих странах приходится прибегать к временным решениям, чтобы закрыть дефицит, — например, около 12% преподавателей средней школы в ОЭСР работают по временным контрактам. А в некоторых странах высокая доля учителей без достаточной квалификации — свыше 20% в Дании и в Швеции.
Кстати, некоторые данные показывают, что у оттока учителей из профессии есть и другие, не экономические факторы, то есть дело не только в зарплатах. Например, в опросе почти 10 тысяч педагогов из нескольких европейских стран, который провела компания Sonoma, одной из главных причин для неудовлетворённости работой педагоги назвали низкую мотивацию школьников к обучению.
Ещё один показатель, которым не удовлетворены более половины учителей, — это содержание учебных планов (повезло только учителям Нидерландов, поскольку у них там довольно высокая автономия, то есть они вправе сами изменять программы). Чисто организационные аспекты, такие как достаточное, но не избыточное время на работе, доступ к компьютерам и условия для профессионального развития, вызвали у респондентов гораздо меньше нареканий.
Что в новом отчёте ОЭСР говорится о неравенстве в доступе к образованию
В отчёте рассматриваются несколько факторов, ограничивающих доступ к образованию. Первый из них — гендерное неравенство. С одной стороны, в большинстве изученных стран женщины и мужчины практически одинаково часто получают профессиональное или высшее образование (исключением остаются только мусульманские государства, например Саудовская Аравия). Однако по всем показателям трудоустройства женщины отстают от мужчин с аналогичным уровнем образования. А ещё сохраняется большой разрыв в поступлении на направления, связанные с наукой, инженерией и технологиями (STEM): 41% первокурсников-мужчин и только 15% первокурсниц-женщин выбирают такие программы в вузах и колледжах. Неудивительно, что в среднем среди женщин на 20% ниже доля тех, кто обладает продвинутыми цифровыми навыками.
Но самые серьёзные проблемы в доступе к образованию связаны с экономическим неравенством. В отчёте подчёркнуто, что в исследованных странах в основном наблюдается такая тенденция: дети получают образование уровнем выше, чем было у их родителей. Но это правило не универсально, и чем ниже социально-экономический статус семьи, тем меньше шансов, что эта тенденция сработает. Так, в среднем по ОЭСР дети тех, у кого нет высшего или среднего профессионального образования, на 17% реже заканчивают вузы.
Аналитики объясняют, что доступ к высшему образованию для молодых людей из семей с низким социально-экономическим статусом ограничен, так как у них в течение всего детства и юности меньше, чем у их более благополучных ровесников, возможностей для обучения: они реже ходят в дошкольные образовательные организации, а в школе у них ниже учебные достижения.
Так, если все семьи разделить на четыре квартиля по социально-экономическим показателям, то окажется, что в нижнем квартиле на 40% больше, чем в верхнем, школьников, которые не достигли минимально необходимого, порогового уровня математической грамотности в исследовании PISA. Наиболее выраженные разрывы в учебных успехах богатых и бедных отмечают в Бразилии, Болгарии, Венгрии, ЮАР. Подробнее о результатах последнего исследования PISA мы рассказывали здесь.
Во многих странах ещё один фактор образовательного неравенства связан с принадлежностью учащихся к каким-либо этническим меньшинствам или к семьям иммигрантов. У детей из недавно прибывших в страну семей результаты исследований вроде PISA практически всегда ниже, чем у родившихся в государстве, где они учатся. А ещё среди недавних иммигрантов всегда выше доля NEET-молодёжи — тех, кто не работает и не учится.
Во многих странах наблюдается региональное неравенство. Например, в Канаде, Турции, Бразилии, Испании и Мексике разрыв между разными регионами по такому показателю, как доля взрослых, окончивших хотя бы среднюю школу, превышает 30%. И несмотря на то что в целом по странам ОЭСР практически все дети (98%) с 6 до 14 лет ходят в школу, в некоторых странах существуют регионы, где до 30% детей не посещают школу. Такие регионы есть в Колумбии, Бразилии, Болгарии и Румынии.
Как в разных странах пытаются решить проблему неравенства в образовании
Разрыв в уровне образования потом сказывается на трудоустройстве и уровне жизни. Так, в среднем по ОЭСР среди взрослых с образованием ниже среднего имеют работу только 60%, а среди тех, кто окончил школу или какие-то курсы после (но не получал профессионального образования в вузе или колледже), — 77%. Разрыв в доходах в среднем составляет 18%.
Потому переломить ситуацию с образовательным неравенством пытаются во многих странах. В отчёте ОЭСР выделены два основных подхода.
Во-первых, это расширение доступа к дошкольному образованию, потому что оно служит базой для всего последующего образовательного пути человека. С 2015 по 2021 год расходы на этот уровень в странах ОЭСР выросли на 9% — больше, чем на другие уровни образования (по ним рост расходов составил порядка 2%). Возникли полностью бесплатные и субсидируемые государством программы дошкольного обучения в Норвегии, Швеции, Люксембурге, Литве, Словакии и так далее. Тем не менее дошкольное образование — уровень с самой высокой долей частных учреждений и расходов в большинстве стран, потому что он, как правило, необязательный. Из-за этого сохраняется разрыв в несколько лет между моментом, когда для родителей заканчивается оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком, и возрастом, когда ребёнок может пойти в бесплатный детский сад.
Второй вариант — увеличение продолжительности обязательного образования. С 2013 года это произошло в 12 странах, причём меры были разными: где-то сделали обязательным дошкольное образование (то есть садики), где-то — полное среднее (это как если бы в России сделали обязательными 11 классов школы, а не 9). В Бельгии, Финляндии и Румынии использовали оба варианта сразу. Но как это скажется на общем уровне образования, будет понятно ещё не скоро.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: