Мероприятия, которые направлены на выработку у школьников так называемого мышления роста или установки на рост, практически не влияют на то, как учатся школьники. Этот вывод сделала исследовательница Каролина Газмури из Даремского университета в Великобритании. Она отобрала надёжные и крупные эксперименты по теме. Как оказалось, в таких работах показан только нулевой или незначительный эффект программ по развитию мышления роста на успеваемость по школьным предметам. Результаты работы опубликованы в научном журнале Review of Education.
Изначально для метаанализа исследовательница отобрала 26 исследований по строгим критериям: все они были рандомизированными контролируемыми испытаниями (РКИ), оценивали вмешательства по развитию установки на рост у детей школьного возраста и измеряли влияние на успеваемость. Однако вместо того, чтобы просто усреднить результаты работ, она дополнительно оценила надёжность каждого исследования. Качество доказательств оценивалось по нескольким ключевым параметрам: дизайн исследования, размер выборки, полнота данных (например, низкий процент выбывших участников) и качество используемых академических показателей (например, результаты стандартизированных тестов). Каждому исследованию присваивался рейтинг от 0 до 4 звёзд, где 4 звезды получали самые надёжные работы.
Анализ показал закономерность: чем выше было качество исследования, тем меньше оказывался эффект от выработки у школьников мышления роста. В работах с самым высоким рейтингом надёжности (4 звезды) влияние мышления роста на результаты учеников было минимальным. В то же время более слабые исследования показали широкий разброс результатов, в том числе рост успеваемости за счёт формирования установки на рост. По мнению Каролины Газмури, в некоторых случаях разница результатов связана с конфликтом интересов: работы, выполненные учёными, которые получают доход от продажи книг или тренингов по мышлению роста, чаще сообщали о положительных результатах.
Исследовательница считает, что школам и государственным органам не стоит выделять значительное время или ресурсы на внедрение программ по развитию мышления роста. Скорее всего, успеваемость по предметам из-за этого улучшится незначительно или совсем не изменится. Однако если есть возможность провести такие тренинги с минимальными затратами, например в составе каких-то других программ, это может быть полезно — ведь потенциальный положительный эффект, пусть и совсем небольшой, у мероприятий по развитию мышления роста есть.
Отметим, что это не первое исследование, которое подвергает сомнению практическую эффективность тренингов по развитию мышления роста. Ещё в 2018 году два метаанализа показали слабую связь таких мероприятий с успеваемостью учащихся. Однако тогда исследователи предположили, что эффект неоднороден: для учащихся из бедных семей и для отстающих в учёбе развитие установки на рост и уверенности в своей возможности улучшать навыки и приобретать знания может быть полезно.
Несмотря на неоднозначные результаты исследований, эксперименты по развитию у учащихся мышления роста проводили и проводят во многих странах мира, в том числе и в России. Такой проект запустили, например, учёные из Тюменского государственного университета в центре семейного образования «Своя школа» в Тюмени.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее