Профсоюз «Учитель» готовит письмо на имя министра просвещения Сергея Кравцова: в нём хотят выразить сомнения относительно нового формата оценивания, которой могут подвергнуться учителя при введении индекса качества общего образования. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на председателя профсоюза Дмитрия Казакова.
Из каких показателей будет сформирован индекс
Новый оценочный инструмент Рособрнадзор планируют апробировать осенью 2024 года. Он будет включать в себя 69 показателей по трём направлениям: образовательные результаты, кадровый потенциал и образовательная среда. По этим показателям планируют оценивать школы, муниципалитеты, регионы и общее образование в стране в целом.
Индекс качества образования — число, которое будет формироваться из совокупности баллов, набранных за каждый из 69 показателей. Наибольшее количество показателей связано с образовательными результатами — 29. Но и показателей, связанных с кадровым потенциалом, тоже немало — их 11, в том числе семь из них имеют отношение к компетентности учителей. Новые критерии, по словам руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева, которые приводят «Известия», будут раскрывать профессионализм педагога с разных сторон, в том числе его подготовку в области психологии и методологии.
Работа по апробации индекса качества уже ведётся в пилотном регионе — Владимирской области.
Какие вопросы появились у педагогов
Председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков уверен, что новые проверки лишь усугубят положение в школах и увеличат кадровый дефицит, так как учителя уже устали от «образовательного надзора». А компетентность учителей, считает он, и сегодня проверяют достаточно: на постоянных внутришкольных контрольных мероприятиях и при обязательной аттестации это делается каждые пять лет. Ещё одну опасность предложенной Рособрнадзором системы Дмитрий Казаков видит в том, что по итогам проверки учителей могут наказывать за несоответствие требованиям.
Другие опрошенные «Известиями» эксперты оценивают нововведение не так критически. Например, профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отмечает, что оценка деятельности школ уже идёт не первый год и работа по повышению квалификации учителей тоже должна быть системной и постоянной.
При этом она считает, что вопрос с методической подготовкой учителей до сих пор институционально не решён, так как региональные институты развития образования оторваны от школ (например, они проводят методические семинары на курсах повышения квалификации) и их деятельность не приносит должного эффекта. Чтобы сделать новый индекс инструментом для профессионального развития учителей, а не поводом для карательных мер, нужно будет предусмотреть возможность адресного повышения квалификации именно по тем компетенциям, которые будут нужны конкретному педагогу.
В России оценкой качеством работы школ занимается Федеральный институт оценки качества образования, который проводит Национальные исследования качества образования, Всероссийские проверочные работы, а также общероссийскую оценку по модели PISA. Он же организует исследования профессиональных компетенций учителей.
В марте 2024 года Минпросвещения сообщило, что Россия достигла необходимого показателя «средневзвешенного места» в топ-10 в группе международных исследований по качеству общего образования. По данным за 2023 год, он составляет 9,62512 при плановом показателе в 12,5. В оценке использовались данные последних проведённых международных сравнительных исследований PISA, TIMSS и PIRLS, в которых участвовала Россия, а также общероссийская оценка по модели PISA.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!