В Госдуму внесли законопроект о профессиональном обучении для школьников, не прошедших государственную итоговую аттестацию (ГИА) после 9-го класса. Авторы инициативы — группа из 58 человек во главе с заместителями председателя Госдумы Викторией Абрамченко и Петром Толстым — предлагают бесплатно обучать тех, кто не справился с экзаменами, рабочим профессиям. В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2026 года.
Поясним: программы профобучения по закону не относятся к какому-либо конкретному уровню образования (например, к СПО), и обучаться на них могут люди с любым уровнем образования, а при успешной сдаче квалификационного экзамена по их результатам вручается не диплом, а свидетельство о квалификации.
В чём состоят предложения депутатов
В законопроекте предлагается внести поправки в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Цель нововведения — предоставить подросткам, которые получили неудовлетворительные результаты на ОГЭ или вообще не сдавали экзамены, право пройти бесплатное профессиональное обучение по программам подготовки рабочих и служащих, чтобы они не теряли год просто в ожидании пересдачи, и заодно решить проблему дефицита рабочих кадров.
Для этого региональным властям предлагается дать право поддерживать такие программы для школьников, не сдавших ОГЭ, и определять перечень доступных для них профессий, а также перечень образовательных организаций, где можно будет пройти это обучение.
Кроме того, из законопроекта следует, что для тех, кто окончит такие программы профессионального обучения, Минпросвещения с Рособрнадзором могут установить особый набор обязательных учебных предметов для сдачи ОГЭ (возможно, предполагается, что он будет меньше, чем у других девятиклассников).
Кроме того, предлагается разрешить региональным властям организовывать программы профобучения непосредственно в составе программ основного общего образования (то есть до окончания 9-го класса). Сейчас регионы имеют право включать профобучение в программы 10–11-го классов, и по закону «Об образовании в РФ» во всех случаях, когда профобучение интегрируют в образовательные программы, оно предоставляется бесплатно. Вероятно, в случае принятия законопроекта регионы при желании смогут проводить бесплатное профобучение для всех школьников.
Наконец, ещё одно изменение касается нормы, которая позволяет несовершеннолетнему в возрасте от 15 лет ещё до окончания 9-го класса с согласия родителей покинуть школу. Действующая норма (ч. 6 ст. 66 закона) предусматривает, что в этом случае комиссия по делам несовершеннолетних совместно с родителями и муниципальным органом управления образованием определяют для ученика иную форму получения основного общего образования (то есть вне школы), а ещё принимают меры по его трудоустройству (с согласия самого подростка). В законопроекте предлагается заменить трудоустройство на прохождение профподготовки, причём уже без упоминания о согласии самого подростка. Проще говоря, в таком случае профподготовка для покидающих школу, видимо, должна стать обязательной.
Минпросвещения России и Рособрнадзор, согласно проекту, получат право устанавливать перечень обязательных предметов для сдачи ГИА после того, как учащиеся освоят программы профессиональной подготовки, — то есть это может быть не русский язык и математика, как обычно на ОГЭ, а, например, только один предмет. В итоге, как указано в пояснительной записке к проекту, выпускник получит два документа — аттестат об основном общем образовании и свидетельство о квалификации по рабочей профессии.
Почему понадобился такой законопроект
Как отмечается в пояснительной записке, введение меры поможет восполнить острый дефицит рабочих кадров в стране, так как позволит регионам готовить специалистов в соответствии с потребностями местного рынка труда. Инициатива также решает проблему девятиклассников, которые, не сдав экзамены, фактически теряют год до пересдачи. Вместо ожидания они смогут использовать это время для получения рабочей квалификации, что, по мнению авторов, положительно скажется на их дальнейшей трудовой реализации. По данным Минпросвещения за 2024 год, из 1,6 миллиона учащихся, допущенных к ОГЭ, не сдавали экзамены или получили на них двойки 37,8 тысячи человек — около 2%.
Законопроект выдвинут, как указали авторы в пояснительной записке, по итогам «правительственного часа» по проблемам среднего профессионального образования (СПО) в ноябре 2024 года в Госдуме. Тогда обсуждался в том числе вопрос о восстановлении начального профессионального образования, которое ранее можно было получить, в частности, в профтехучилищах (ПТУ).
Такой уровень образования существовал до вступления в силу действующего закона «Об образовании в РФ» в 2013 году. В последние 11 лет профессии, которым ранее на нём обучали, вошли в систему СПО как программы подготовки рабочих и служащих. С отказом от начального профессионального как отдельного уровня образования в Госдуме связывают тот факт, что объёмы подготовки рабочих сильно упали, а в учреждениях СПО самыми популярными (и зачастую платными) стали далёкие от промышленности профессии в сферах экономики, юриспруденции, управления — программы подготовки специалистов среднего звена, а не рабочих.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее