Открытый университет Великобритании ежегодно публикует доклад о тенденциях в образовании Innovating Pedagogy. В нём говорится о десяти трендах в педагогике, у которых есть потенциал повлиять на всю систему образования. Мы подробно разбирали эти тренды.
Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ совместно с образовательным холдингом Ultimate Education попросила российских инноваторов и студентов образовательного холдинга оценить, какие международные тренды из этого списка будут актуальны для России в следующем году. Также экспертам по онлайн-образованию предложили прокомментировать каждый тренд и отметить, как именно они развиваются в России и с какими вызовами сталкивается сфера образования сегодня.
В опросе приняли участие 302 инноватора, большинство которых работает в образовательных организациях, и 435 студентов онлайн-школ холдинга Ultimate Education в возрасте от 15 до 63 лет более чем из 60 регионов РФ. Интервью провели с 22 экспертами из сферы образования — научными сотрудниками и представителями руководства университетов, основателями социально значимых офлайн- и онлайн-проектов, лидерами ведущих EdTech-проектов. Материалы интервью анализировали в обобщённом виде.
Какие тренды выбрали инноваторы
В лидерах трендов у инноваторов оказалась мультимодальная педагогика. Её отметили более половины респондентов (58%). Она предполагает использование в процессе обучения различных способов передачи информации — текста, изображений, звуков и жестов, то есть способов, рассчитанных на разные каналы восприятия человека (мы рассказывали недавно о близком понятии — теории мультимедийного обучения). Эксперты говорят, что необходимо отходить от традиционных подходов и внедрять то, что действительно удивит и привлечёт учащегося. Примеры мультимодальных проектов: Education Kids, Joyteka.
Такой тренд, как взаимопроникновение учебных сред, отметили 50% опрошенных. Суть в том, что современная учебная среда должна включать в себя как онлайн-, так и офлайн-пространство, чтобы они гармонично дополняли друг друга. Примеры проектов: Matrix Engineering Group, EduDesign.
С тем, что педагогика отношений — новый образовательный тренд, согласились 48% инноваторов. Чаще этот тренд поддерживают женщины и респонденты в возрасте до 29 лет. Для них важно не только усвоение знаний, но и здоровый климат, способствующий развитию взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Примеры проектов: «Сферум», «Школа — центр социума».
Предпринимательское образование важным трендом посчитали 39% опрошенных. В основном это инноваторы среднего возраста (от 30 до 49 лет). Около половины из них представляют не классическое формальное образование, а сектор НКО и EdTech. Предпринимательское образование сегодня важно не только для будущих бизнесменов, но и для наёмных работников, потому что развивает у них самостоятельность и критическое мышление. Примеры проектов: Kids MBA, BUSINESSFOX.
Педагогику с использование генеративного ИИ отметили 37% участников опроса. Спектр инструментов генеративного ИИ широк и включает в себя приложения для создания чат-ботов, картинок, текстов, презентаций и другого контента. К тому же с помощью генеративного ИИ можно реализовать другие трендовые направления, такие как взаимопроникновение учебных сред и мультимодальная педагогика. Примеры проектов: бот-помощник «Яндекс Учебника», Kesha.
Педагогику заботы в цифровой среде отметили 35% инноваторов. Внимание к ментальному здоровью учащихся напрямую влияет на их вовлечённость в процесс и, как следствие, на усвоение информации. Задача педагога в том, чтобы установить доверительный контакт с учащимся, а также стимулировать взаимодействие внутри образовательной группы. Примеры проектов: Eco Family School, «Психодемия».
В целом по десяти трендам голоса опрошенных инноваторов распределились так:
- мультимодальная педагогика — 58%;
- взаимопроникновение учебных сред — 50%;
- педагогика отношений — 48%;
- предпринимательское образование — 39%;
- педагогика с использованием генеративного ИИ — 37%;
- педагогика заботы в цифровой среде — 35%;
- обучение через вызов (challenge) — 31%;
- сближение контекстов обучения и обучающегося — 30%;
- подкасты как педагогическая технология — 29%;
- метавселенная для образования — 19%.
Какие тренды выбрали студенты
Большинство опрошенных студентов (56%) поддержали тренд на «челленджи» («обучение через вызов»). В отличие от проблемно-ориентированного обучения, где учащемуся дают готовую проблему для решения, при «обучении через вызов» студент изучает целую область и сам обнаруживает в ней проблему, которую считает нужным решить.
Самый непопулярный из трендов у студентов — подкасты в качестве педагогической технологии. Этот тренд выбрали лишь 15% учащихся. Но большинство опрошенных говорят о том, что подкасты могут выступать в качестве дополнения к другим видам представления контента и развиваться, например, в рамках тренда на мультимодальную педагогику.
В целом голоса студентов за десять разных трендов распределились так:
- «обучение через вызов» (challenge) — 56%;
- взаимопроникновение учебных сред — 48%;
- педагогика заботы в цифровой среде — 36%;
- мультимодальная педагогика — 34%;
- предпринимательское образование — 29%;
- педагогика с использованием генеративного ИИ — 29%;
- педагогика отношений — 29%;
- сближение контекстов обучения и обучающегося — 25%;
- метавселенная для образования — 24%;
- подкасты как педагогическая технология — 15%.
Тренд на развитие метавселенных в образовании всё ещё кажется экспериментальным и слишком футуристичным — его поддержали лишь 19% инноваторов и 24% студентов.
Авторы доклада Innovating Pedagogy тоже сомневаются в широком распространении метавселенных в образовании — по крайней мере, в ближайшем будущем. На их взгляд, использование виртуальной среды для проведения, например, лекций, избыточно. При этом развитие смежных направлений, таких как AR/VR, ИИ и геймификация, в образовании может стать стимулом для появления образовательных метавселенных.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!