Образование
#новости

Названы лучшие форматы обучения студентов предпринимательству

Успеха добиваются лишь единицы из сотен студенческих проектов. Может ли правильное обучение изменить ситуацию?

Выводы учёных опубликованы в информационном бюллетене «Факторы успеха предпринимательских проектов студентов и выпускников российских вузов», который вышел в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» НИУ ВШЭ.

Почему факторы успеха студенческих проектов стали темой исследования

В 2022 году учёные из Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Института образования ВШЭ проанализировали 428 предпринимательских проектов студентов разных вузов. И только для 14 из них они нашли внешние подтверждения рыночной успешности. Исследователи решили выяснить, что мешает добиться успеха большинству студенческих стартапов и какие факторы помогают выйти на рынок тем немногим, кому это удаётся.

Новое исследование основано на двух типах данных: результатах фокус-групп, в которых в онлайне участвовали 25 респондентов, и интервью с 42 студентами и выпускниками. Все участники исследования имели предпринимательский опыт. Причём в половине случаев этот опыт был неуспешным, и это позволило исследователям сравнить ответы предпринимателей с разными достижениями.

Респондентов подробно расспрашивали об их образовании, семье и окружении, опыте предпринимательства и факторах, которые помогли или помешали добиться успеха в бизнесе. Исследователи предполагали, что эти факторы можно отнести к одному из четырёх видов капитала:

  • социальный капитал (связи с инвесторами, партнёрами, покупателями, с менторами и преподавателями, а также состав команды проекта);
  • финансовый капитал (инвестиции, гранты и премии, кредитные или личные средства);
  • личностные черты основателя проекта (самостоятельность, готовность к риску, настойчивость и другие);
  • узкоспециальные (бизнес-моделирование, управление рисками, бухучёт и так далее) и широкие навыки (например, ведение переговоров).

Что способствует успеху студентов-предпринимателей

Показателем успеха стартапа респонденты назвали доход, инвестиции и другие финансовые достижения. Фактором успеха участники фокус-групп чаще считали наличие профессиональной команды. Те, чьи проекты не удались, сообщили, что им для успеха не хватило навыков и умений. Примечательно, что недостаток финансов они тоже упоминали, но лишь на втором месте.

Похожим образом респонденты ответили на вопрос о том, как, на их взгляд, нужно поддерживать начинающих предпринимателей-студентов. Между вариантами «дать финансирование всем, у кого есть хорошие идеи» и «набирать студентов в стартап-студии» большинство выбрали второй. Респонденты пояснили, что прямым финансированием начинающие студенты-предприниматели просто не смогут распорядиться с пользой из-за нехватки навыков, а в стартап-студиях студенты включаются в уже существующие предпринимательские команды и могут учиться на практике.

Выбирая из предложенных исследователями видов капитала, на первое место поставили личностные черты предпринимателя, а на второе — связи. Кроме того, выяснилось, что большое значение для будущих предпринимателей имел бизнес-опыт их родителей или других близких родственников. В ряде случаев близкие люди стали для студентов-предпринимателей примером того, как надо строить бизнес.

Что исследователи рекомендуют практикам

Задачей исследователей было также выяснить, какие образовательные форматы повышают шансы студенческих проектов на успех. Оказалось, что все респонденты считают наиболее полезными форматы обучения, при которых можно получить обратную связь по своему проекту.

Коммуникация с экспертами и наставниками включает различные форматы проработки проектов в акселераторах, питч-сессии и бизнес-встречи, индивидуальную менторскую поддержку. Респонденты упоминали, в частности, что главный плюс акселераторов в том, что все необходимые предпринимателю знания преподаются там не теоретически, а в приложении к реальным предпринимательским проектам.

По итогам этого и предыдущих исследований авторы составили несколько рекомендаций для вузов. В частности, они советуют:

  • ввести для всех специальностей курсы по предпринимательству — ими интересуются (и добиваются на них успеха) студенты самых разных направлений;
  • уделять в таких программах больше внимания командному обучению — важность командообразования отмечали практически все респонденты;
  • внедрять практики коммуникации с менторами и действующими предпринимателями — студенческие проекты заинтересованы в обратной связи от экспертов;
  • адаптировать формат стартап-студий, где студенты могут попробовать себя, сформировать команды и получить практические навыки, не рискуя собственными средствами или инвестициями.

Напомним, развитие студенческого предпринимательства, в первую очередь технологического, — задача отдельного федерального проекта. Недавно в его рамках стартовал конкурс грантов: ожидается, что 1,5 тысячи проектов получат по 1 млн рублей.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована