«Мы загружаем детей, как будто у них бесконечный ресурс»
Чтобы выпускать учеников в долгую и счастливую жизнь, школам нужно следить не только за оценками, но и за здоровьем детей. Готовы ли они к этому?
Иллюстрация: Meery Mary для Skillbox Media
Дмитрий Зеливанский
Директор по коммерческим программам, руководитель проектов «Вторая смена» и «Заочка» в «Новой школе». Ранее работал директором в Институте современного детства (компания «Мир детства»), директором по методологии обучения и партнёром в компании ActionLearning.
В новом посте Дмитрий поделился с подписчиками идеями о том, как стимулировать школы заботиться о здоровье учеников.
Одна из ключевых проблем современного образования — отсутствие доступных критериев для оценки других типов образовательных результатов, кроме предметных. В теории управления есть фраза If you can’t measure it, you can’t improve it. Личностные результаты измерить очень сложно, метапредметные — дорого. Остаются ЕГЭ, олимпиады и поступления, на которые обычно ориентируются рейтинги. Заботливые родители знают, что при выборе школы нужно обязательно задать вопрос: «А какие у вас результаты по ЕГЭ?»
На мой взгляд, есть ещё один важный элемент системы образования, который можно и нужно измерять в первую очередь, — это здоровье ребёнка. Физическое и психическое.
Школа оставляет след в здоровье ребёнка
Здоровье — это ресурс для образования, источник энергии. Знания и навыки приобретаются усилиями — физическими и психическими, истощение которых приводит к нарушению здоровья. Образование сегодня его использует совершенно варварски. Мы загружаем детей, как будто у них бесконечный ресурс. Восемь уроков в день плюс четыре часа домашки для подростка считается нормой. А силы откуда? Вы пробовали заниматься математикой на шестом уроке?
У нас есть проект «Один день с классом» для родителей. Можно прийти и день поучиться в школе, вспомнить детство. Мало кто выдерживает, взрослые сбегают с последних уроков, придумывают причины — как дети.
Это очень похоже на экономику и экологию. Школа оставляет свой углеродный след в здоровье ребёнка, свои «горы отходов» и «выжженные земли». И, как было с экологией ещё пару десятилетий назад, не особо это замечает. Уместно хвалиться уровнем ВВП на душу населения или средним баллом школы по ЕГЭ, при этом не упоминать число депрессий, хронических заболеваний и самоубийств.
Нужен рейтинг «экологичности» образования
Сегодня развитые страны и ведущие компании учитывают «не зелёное» влияние на природу в индикаторах успешности. Приходится от чего-то отказываться, выделять ресурсы на разработку новых зелёных и регенеративных технологий. Может, пора и в образовании ввести индикатор здоровья школьников и поставить рядом с рейтингом по ЕГЭ? Чтобы были видны последствия побед.
Организационно и методически вполне решаемо — диспансеризацию и так желательно проходить ежегодно, берём какой-то показатель, типа группы здоровья (или, может, есть какой-то более точный показатель в медицине сейчас, не знаю). Самое сложное — принять, что школа тоже за него в ответе. Получится рейтинг «экологичности» образования. Я утрирую, говоря о простоте, там есть над чем поработать, конечно. Но главное — фокус внимания. Мы уже сегодня его учитываем, когда наблюдаем за развитием детей, их хроническими болезнями, эмоциональным состоянием, заболеваемостью, успеваемостью.
И уж точно это могут самостоятельно делать заботливые родители. Уже сегодня.
Почему школы не хотят такого рейтинга
На одной из встреч с группой директоров из города N забросил эту идею для обсуждения. Хорошо, что они были у нас в гостях на экскурсии, а то бы съели заживо за такую крамолу. И почему?
Потому что «к ним уже все больные приходят, рейтинг уже на входе будет 0, не говоря уже о выходе, а они тут ни при чём». Я не согласен. Организм в правильных условиях стремится к оздоровлению, особенно в период роста, и мы это часто наблюдаем. К нам тоже приходят больные и травмированные, но мы осознанно занимаемся их здоровьем, создаём подходящие условия для развития каждого — и они постепенно выздоравливают. В этом процессе, конечно, мало кто из них участвует в олимпиадах или ставит рекорды в ВПР, рейтинг падает. Но если планировать образовательную стратегию на жизнь человека, а не только до поступления в вуз, мне здоровье видится более значимым. Как и освоение важнейшего навыка — сохранять и приумножать своё здоровье.
Если дальше погружаться в утопию и рейтинги, то стоит, конечно, рейтинговать школы по результатам ребёнка через 5, 10, 15 лет после окончания. Причём то же по комплексным индикаторам счастья — здоровья — успехов в работе и личной жизни, как в известных лонгитюдных исследованиях. Тогда школе будет выгодно задумываться о сбалансированных инвестициях в долгую жизнь ребёнка, а не в краткосрочные показатели ближайших тестов.
Хочется верить, что в ближайшем будущем сбалансированный и долго-счастливо-жизнецентрированный подход в образовании возьмёт верх и мы перестанем готовить к поступлению в вуз любой ценой.