«Мне нравится превращать хаос в систему»
Руководитель методического отдела Skillbox Марина Харахордина о проектировании онлайн-курсов, работе с экспертами и концепции lifelong learning.
Изображение: vlada_maestro / shutterstock
Краткая справка
Марина Харахордина работает методистом с 2017 года. С июня 2019 года — в Skillbox. Здесь она выросла до руководителя методического отдела и теперь отвечает за методологию всех программ в онлайн-университете. Вместе с командой Skillbox создала Школу методистов и преподаёт на курсе «Методист образовательных программ».
В интервью Марина Харахордина рассказала:
- чем занимается методист и как им стать;
- почему предзаписанные курсы работают лучше вебинаров;
- сколько зарабатывает методист;
- как создать комфортные условия для экспертов;
- подойдёт ли классический диплом для работы в онлайне.
Методист — это проводник в мир онлайн-образования
— Если простыми словами объяснять человеку, далёкому от онлайн-образования, то чем занимается методист онлайн-курсов?
— Методист онлайн-курсов — это тот, кто помогает людям достигать их образовательных целей. Если сравнивать, методист — это гид, организатор восхождения в горы. Например, на Эверест. Гид с самого начала знает вашу конечную цель — вы хотите покорить Эверест.
Дальше он узнаёт, кто вы — мама с тремя детьми или олимпийский чемпион. Исходя из этого знания, гид выстраивает маршрут: решает, сколько будет остановок, подбирает подходящие места для отдыха и темп. Его цель — чтобы вы с комфортом добрались до вершины в максимально короткий срок.
Так же и методист анализирует запрос целевой аудитории и её возможности, проектирует программу так, чтобы учащийся освоил новый навык или профессию.
— Вашу профессию называют по-разному: педагогический дизайнер, архитектор образовательного опыта и методист… В чём разница?
— Да, определений и правда много. Я бы ещё добавила — образовательный технолог, дизайнер образовательного опыта, методолог, проектировщик. Те, кто разрабатывает курсы, сами выбирают название должности и формулируют зоны ответственности у такого сотрудника.
Методолог, архитектор образования, педагогический дизайнер — эти люди проектируют целостную образовательную программу. Как раз выстраивают тот самый глобальный «маршрут»: какие должны быть этапы, чтобы студент пришёл к своей цели.
А методист прорабатывает уже конкретные занятия, вопросы с экспертом, собирает практические задания и дополнительные материалы.
— Вы говорите, что ученик должен прийти к «своей» цели. Но часто студент покупает курс и ждёт, что за его результаты кто-то возьмёт ответственность. Как в таком случае помочь студенту занять активную позицию и достигать целей?
— Нужно понимать, что ответственность за обучение никогда не ложится полностью ни на экспертов, ни на методистов, ни на студентов. Это всегда совместная работа.
Задача методиста — так спроектировать курс, чтобы у студента было время осмыслить свои действия, порефлексировать. Мы даём все инструменты, чтобы человек переходил из клиентской (пассивной) позиции в активную. Например, мы проводим вебинары, обсуждаем процесс обучения, рассказываем, как помочь себе в учёбе. За каждым студентом закреплён преподаватель, который даёт ему обратную связь по домашним заданиям.
Как стать методистом
— Говоря о вашем пути: как у вас появилась цель — стать методистом?
— Когда я изучала иностранные языки, столкнулась с коммуникативными методиками обучения на одном из курсов: 70% уроков мы проходили новые темы в интерактивном формате, работали над проектами в командах и индивидуально. Этот опыт сильно повлиял на меня, и появилась мечта — сделать обучение на русском языке комфортным и интересным с помощью современных методик.
Спустя время я прошла онлайн-курс (они тогда только появлялись). Методика этого курса меня не вполне устраивала. Осознав свой шанс реализовать мечту, я осталась в этой компании в качестве добровольца, чтобы улучшить пройденный мной курс. Меня позвали в штат, и я стала координировать уже несколько онлайн-курсов.
— Что было самым приятным в той работе?
— Мне больше всего нравилось анализировать, с помощью каких методов и методик студент может научиться. И однажды я взяла на себя весь пул методических обязанностей. Кстати, английский язык очень пригодился мне в работе. Много литературы по специальности не переведено.
— Сегодня вы — руководитель группы методического отдела в Skillbox. Что именно вы делаете: разрабатываете курсы или курируете в этом других?
— Напрямую я не участвую в создании новых курсов. Хотя мне очень хочется: каждый квартал пытаюсь поставить себе такую цель в план, но появляются более приоритетные задачи. Для меня важно, чтобы каждый курс для любой аудитории соответствовал нашим ценностям и базовым критериям качества.
Наш отдел быстро растёт, поэтому много времени уходит на подбор и адаптацию команды, выстраивание процессов. С этим помогают тимлиды, они же закрывают все методические задачи и отслеживают метрики.
С каждым кварталом растёт не только количество продуктов, которые мы выпускаем, но и их разнообразие — раньше мы ориентировались на курсы дополнительного профессионального образования, а сейчас у нас есть программы высшего образования, бизнес-образования, B2B.
— Допустим, стандарты качества всегда на уровне. Что дальше: как сделать так, чтобы онлайн-школа с курсами развивалась, а не стагнировала?
— Важно постоянно пробовать новые методики и всегда искать лучшее решение для студентов. Чем больше будем пробовать, тем больше позитивных кейсов сможем наработать, включим их в общую методологию школы и продолжим развиваться.
Например: вместо обычного итогового диплома мы дали студентам реальные брифы от известных компаний. Мы заметили что подобное задание выполняют чаще и охотнее. Применили эту схему на другом курсе, втором, третьем — увидели, что она работает всегда. Теперь мы стараемся использовать её во всех продуктах.
— Столько обязанностей — а вы одна. Как справляетесь с большой ответственностью?
— Я стараюсь чаще менять занятия. Мне помогают хобби: я играю на пианино, рисую, изучаю иностранные языки. Это помогает переключиться и вернуться к работе со свежей головой. Также люблю выписывать все свои задачи на лист бумаги или делать карту на онлайн-доске в Miro. Так я визуально понимаю, какие блоки задач у меня есть и что к ним относится. Думаю, что нужно сделать в первую очередь, что можно делегировать, а что — отложить.
Проектирование курсов. Модель ADDIE
— Методический отдел работает с курсом от идеи и до релиза. Каковы основные этапы при разработке курса?
— Почти все курсы мы разрабатываем по алгоритму проектирования ADDIE. Для масштабов нашей школы — он самый эффективный.
ADDIE — это аббревиатура из пяти составляющих: A(nalysis), D(esign), D(evelopment), I(mplementation), E(valuation).
Analysis — это анализ целевой аудитории, контекста, стейкхолдеров, помогающий исследовать потребности ЦА и требования к компетенциям специалистов по профессиям, которым мы учим.
На этапе Design мы проектируем программу, чтобы студенты могли получить все необходимые знания и умения для решения задач. Из концепции собирается программа, которую мы разбиваем затем на модули. На стадии Development каждый модуль берётся и прорабатывается с отдельными предметными экспертами, которые после записывают лекции в рамках видеопродакшена.
Стадия Implementation — это уже запуск курса, отбор проверяющих преподавателей, размещение информации о курсе на наших ресурсах. Заключительный этап, Evaluation, посвящён оценке разрабатываемого и выпущенного продукта. Достигли ли мы тех результатов, что хотели? Здесь мы должны получить обратную связь, проанализировать её и внести, если нужно, коррективы.
— Сколько в среднем занимает разработка курса?
— 1-2 месяца. Но процесс может растянуться на этапе записи модулей: иногда приходится ждать, пока у спикера появится свободное время. В целом, курс «под ключ» можно снять за три месяца.
— Вы рассказали про модель ADDIE. Какие ещё алгоритмы вы используете при проектировании курса?
— Когда мы проектируем курс «от цели», то точно знаем, чему хотим научить студентов. Исходя из цели, мы подбираем оценивающие мероприятия, подходящие модели и методики обучения, а также контент.
Например, они должны приготовить торт: чтобы проверить, что студенты правда научились печь торт, мы устраиваем кулинарный поединок. Чтобы они были к этому готовы, мы проводим вебинары, где рассказываем, из каких ингредиентов состоит торт, какой шоколад лучше, как выпекать и соединять коржи.
Ещё есть алгоритм проектирования «от проблемы».
— Как проектировать курс «от проблемы»?
— Когда мы говорим про проектирование «от проблемы», всё гораздо сложнее. Мы должны смотреть на предметную область как на набор проблем, с которыми сталкивается специалист. И уже на основе этих проблем подбирать контент.
То есть студенту нужно научиться решать задачи независимо от контекста их появления: как приготовить торт на свадьбу? А как на день рождения? А как сделать маленькие пирожные? И ученик будет сто раз делать торт, но каждый раз в разных условиях — и так научится решать проблему при любых обстоятельствах.
Об эффективности алгоритмов судить трудно, потому что они направлены на разные результаты.
— А как проверить, что студент успевает за программой и усваивает материал?
— Для каждого курса есть система оценок. Она бывает двух типов: формирующая и итоговая. В рамках формирующей оценки мы ставим промежуточные точки — проверяем, как студент усвоил информацию из уроков. Если получил зачёт по домашнему заданию, значит, можно двигаться дальше. Потом ученика ждёт итоговая оценка в виде дипломного проекта, где он применит все знания и умения, полученные на курсе.
— Чем методы обучения Skillbox отличаются на фоне других онлайн-курсов?
— У Skillbox самая большая линейка предзаписанных видеокурсов. Мы по минимуму используем вебинары. То есть студенты всегда получают качественный видеоконтент, после просмотра которого можно переходить к выполнению практических заданий. А всю теорию мы рассматриваем на реальных кейсах.
Ещё у нас есть проект Gamebox. Это практическая лаборатория, в которую можно вступить после прохождения курса из геймдев-направления. Там студенты объединяются в команды и делают проект для реального заказчика под руководством наставника.
Эта отличная возможность для студентов: сразу после обучения применить полученные навыки на реальных кейсах и собрать сильное портфолио. А ещё групповая работа помогает развивать такие soft skills, как командное взаимодействие и креативное мышление. Постараемся, чтобы такие групповые проекты были в каждом направлении.
Как мотивировать команду
— Вы руководите командой методистов. Как мотивируете сотрудников?
— Сейчас у меня в команде более 20 методистов. Я всех собеседовала лично, и мне важно, чтобы они росли. То есть ключевая мотивация — это возможность учиться и развиваться на рабочих задачах. Например, чтобы каждый участник команды понимал, куда ему двигаться и какие навыки развивать, мы запустили внутренний проект Школы методистов. В Школе мы составляем индивидуальные планы развития для наших сотрудников, обмениваемся опытом, проводим встречи. Школа помогает привлекать и развивать самых сильных специалистов. Один из последних наших проектов — «Скиллсет методиста». Это такой путеводитель по созданию образовательного проекта, который появился в результате работы тимлидов методических команд из нескольких компаний.
Ещё я думаю, что у каждого методиста, помимо рядовых заданий, должен быть проект «по любви»: задача, над которой он готов сидеть часами, чтобы сделать её лучше. Мы стараемся найти баланс между тем, что нужно делать, и тем, что хочется делать.
— А за что в таком случае ответственен сам методист?
— За адекватное планирование и оценку своей загрузки, умение вовремя сигнализировать о проблемах и честно признавать свои ошибки. Я считаю, что нет ничего страшного в том, что кто-то с чем-то не справился или ошибся, — страшно, если ты это скрываешь и не делаешь из этого выводы.
— Какие перспективы роста есть у методиста в Skillbox?
— Мы придумали систему грейдирования. Новичок, который приходит в штат, начинает с самой низкой позиции. Дальше он понимает, что ему нужно развивать, чтобы продвинуться. Например, есть возможность вырасти до тимлида. К тому же каждый год появляются новые направления, которые можно взять на себя, — уверена, они добавятся и в следующем году.
У нас собралась разносторонняя команда: кто-то пишет статьи, кто-то преподаёт, занимается исследованиями, выступает на конференциях. А ещё методист может стать спикером на тематическом курсе. Мы хотим, чтобы у каждого была возможность развивать себя как профессионала.
— У всех методистов Skillbox разные курсы и направления, а что их объединяет?
— Готовность прийти друг другу на помощь, желание делать свою работу качественно, стремление учиться и узнавать новое.
— Допустим, я решила выучиться на методиста. Сколько я смогу зарабатывать, набравшись опыта?
— Из тех цен по рынку, что я знаю, от 60 до 130 тысяч рублей в месяц в зависимости от точной должности и компании.
Как убедить эксперта в своей правоте
— Какие ошибки часто встречаются у начинающих методистов?
— Легко ошибиться, когда определяешь целевую аудиторию. Например, ты прорабатываешь курс для одних людей, в голове уже рисуешь картины, как они классно учатся, как хорошо это влияет на групповую динамику, а потом на курс приходят совсем другие ученики. Им будет тяжело, так как программа с самого начала нацелена не на них.
На первых этапах сложно уследить, чтобы везде была чёткая связь между образовательными результатами, методами оценивания и методиками обучения. Если связи нет, то студенты не смогут достичь своих целей, и мы об этом даже не узнаем.
— Расскажите про трудности, которые у вас чаще всего возникают.
— Самая большая трудность на любом этапе — это работа с экспертами. Хороший курс возможен только при тесном взаимодействии предметного специалиста и методиста.
Практикующие специалисты очень хорошо разбираются в своей теме, но не всегда могут просто объяснить и передать знания студентам. Такое явление даже имеет название — «проклятие знаний»: когда эксперт неосознанно думает: «я же это знаю, значит, знают и остальные, это же элементарно».
Поэтому приходится звать эксперта снова и снова, задавать уточняющие вопросы. И не все готовы к этому. Иногда сложно найти те решения, которые помогут сделать совместную работу эффективной и создать качественный продукт. Приходится искать разные подходы.
— Как вы боретесь с этим «проклятием знаний»? Что помогает?
— Я всегда заранее извиняюсь перед экспертом, с которым работаю: предупреждаю, что могу быть очень занудной и докапываться до мелочей. Объясняю, что в итоге это поможет понятнее донести до студента тему.
Некоторых экспертов такой подход и вправду злит. Тогда я прошу останавливать, если вдруг переборщила со своими уточнениями. Если эксперт отвечает агрессивно, нужно приостановиться… но лишь на время. А потом вновь вытаскивать необходимую суть. Если ты этого не сделаешь, студент не получит нужного материала или не до конца разберётся.
— Как вам удаётся убедить эксперта в своей правоте?
— Я всегда стараюсь аргументировать свой вопрос, подкреплять исследованиями — чтобы эксперт понял, что я спрашиваю не просто так. Иногда присылаю примеры готовых курсов и наглядно показываю, как лучше доносить информацию.
Ещё мы всегда подстраиваемся под эксперта: кому-то удобно записывать видео с утра, потому что у него так лучше работает мозг, кому-то — приезжать только в выходные и обязательно рисовать всё на бумаге. Когда создаёшь комфортные условия для эксперта — проще получить то, что тебе как методисту нужно.
Lifelong learning
— В интернете пишут, что профессия методиста входит в тройку самых востребованных на рынке онлайн-образования. Стоит верить?
— Стоит. Сейчас специалисты нужны в команду и мне, и моим коллегам из других онлайн-проектов. У крупных компаний вообще есть свои корпоративные университеты, куда всё время ищут методистов. На наш курс «Методист образовательных программ» пришло больше людей, чем ожидалось. Думаю, в ближайшее время спрос только увеличится.
Ещё один плюс профессии — в том, что из неё можно легко переквалифицироваться: уйти в сервисный дизайн, продюсирование или в исследования.
— А диплом классического методиста подойдёт для работы в онлайне?
— Да, ведь в основе лежит одна теоретическая база. Нужно лишь освоить модели и методы, которые мы используем в онлайн-образовании.
Кстати, ситуации с онлайн- и офлайн-курсами обстоят противоположно. Сейчас в классических курсах можно использовать десятки методик, а в онлайне мы ограничены очень скудными возможностями. Но сервисы развиваются, и, думаю, скоро эта проблема решится.
— Есть такая концепция lifelong learning, то есть «образование длиною в жизнь» — что вы думаете о ней?
— Недавно размышляла об этом: хорошо, что сейчас всё вокруг быстро меняется. Можно постоянно обучаться и искать себя, используя эту концепцию образования.
Но я бы не назвала её принципиально новой. 50, 100 лет назад — целеустремлённый человек всегда хотел развиваться в своей профессии и открывать новое. Для этого он постоянно учился на работе, учился дома, делал выводы. Но всегда были и есть люди, кому всё это не интересно. Те, кому комфортнее провести на одной должности всю жизнь. И это тоже нормально.
Life-long education в контексте онлайн-образования — вот это уже новая суть. Онлайн-образование делает знания доступными для людей из любых уголков планеты. Там, где, возможно, нет библиотек и нужных специалистов. Теперь, чтобы услышать классных экспертов по интересной теме, не надо никуда ехать, нужно только включить компьютер, голову и заниматься.
— О многих профессиях существуют стереотипы. Есть ли что-то такое о методистах?
— Надеюсь, не самовлюблённо прозвучит: многие недооценивают эту профессию. Но методист стоит за каждым курсом, учебником, сильным экспертом.
Я часто сталкивалась с тем, что люди не понимают специфики этой профессии и думают, что методист ничем не занимается. А это далеко не так.
— Что посоветуете почитать будущим методистам?
— Есть книга «Искусство обучать» Джулии Дирксен. Это отлично структурированный и визуализированный текст. Его можно прочесть, даже если вы никогда не занимались методической работой.
Ещё мне очень нравится «Искусство объяснять» Ли ЛеФевера. Автор рассказывает, как ясно донести информацию до аудитории.
— Как вы отвечаете себе на вопрос «почему я люблю свою работу»?
— Я люблю свою работу, потому что мне нравится превращать хаос в систему. Мне нравится формулировать мысли, выстраивать логические схемы.