Министр просвещения Сергей Кравцов на заседании Совета законодателей РФ сообщил, что ведомство уже нормирует нагрузку школьных педагогов: она не должна превышать 1,4 ставки — это 5–6 уроков в день.
По его словам, такая возможность появилась благодаря утверждению в приказе Минпросвещения поурочного планирования по предметам школьной программы:
«Это также играет роль с нагрузкой. Потому что зачастую почему полторы или две нагрузки [были у учителей]? Потому что каждая школа фактически устанавливала своё расписание, каждая школа учила по своей программе».
Он также добавил, что в образовательные учреждения уже направлены типовые штатные расписания, которые пока носят рекомендательный характер. По словам министра, чтобы регламент работы стал единым и обязательным для исполнения во всех школах, требуется внести изменения в законодательство.
По данным опроса, проведённого лидером движения «Родная школа», членом-корреспондентом РАН Алексеем Савватеевым, российские учителя работают в среднем на 1,65 ставки. Представляя результаты этого опроса в 2024 году, эксперт прокомментировал их так: «Естественный вывод — необходимо повышать зарплаты учителям, так чтобы приемлемый для жизни уровень зарплаты можно было получить, работая на одну ставку (профессионалы сходятся во мнении, что это максимум 1,2 ставки). Ведь не от хорошей жизни учитель берёт сверхнагрузку!»
Напомним, в России планируют внедрить новую систему оплаты труда учителей с увеличением гарантированной (фиксированной) части, но только с 2027 года. Сначала она будет пилотно опробована во Владимирской и Сахалинской областях, а также в Удмуртии.
Инициатива министерства по ограничению нагрузки, похоже, как раз не учитывает, что дополнительные часы для учителей — способ поднять доход. На этом же заседании председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко обратила внимание на низкие зарплаты молодых учителей, отметив, что им попросту не на что кормить семьи и поэтому они вынуждены уходить из профессии. Можно предположить, что, если удастся сократить нагрузку до 1,4 ставки, при действующих окладах это только усугубит дефицит педагогов.
Отметим, что оценка существующей сейчас нехватки учителей тоже зависит от того, как учитывать повышенную нагрузку. Когда спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что эксперты при РАНХиГС оценивают нехватку учителей в 250 тысяч, а кадровые сервисы говорят о 500 тысячах открытых вакансий, министр просвещения объяснил эту ситуацию так: число открытых вакансий оценивают из расчёта, что каждый учитель работает на одну ставку, а в действительности такого нигде нет.
Профессор института образования ВШЭ Ирина Абанкина сообщила «Известиям», что считает снижение нагрузки учителей маловероятным при их дефиците и уходе из школ в дополнительное образование и репетиторство, в том числе на различных онлайн-платформах. Эксперт отметила, что и другие сферы деятельности сейчас испытывают дефицит кадров, поэтому квалифицированным людям, какими являются учителя, будут рады практически везде — далеко не только в сфере образования.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее