Образование
#новости

Минобрнауки опять представило проект нового порядка поступления в вузы

До 31 октября идёт его общественное обсуждение.

Проект приказа предлагает не правки в действующий порядок приёма на обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, а утверждение нового порядка.

Однако радикальных перемен процедуры приёма, подобных тем, что ведомство предлагало год назад (но так и не приняло тогда), в этом проекте нет, а есть лишь точечные изменения.

Сразу скажем: никаких ограничений для олимпиадников проект не предусматривает (о том, что они нужны, звучали предложения по итогам последней приёмной кампании). Наоборот, он предлагает меру защиты для победителей и призёров олимпиад на тот случай, если им не хватит мест, — предлагается сделать так, чтобы они могли снова воспользоваться своим правом на приём без вступительных испытаний, если участвуют в дополнительном приёме.

Это должно решить проблему, которая иногда возникает в топовых вузах: туда подаёт документы так много олимпиадников с правом на приём без экзаменов, что некоторым просто не хватает мест, остающихся после зачисления тех, кого вуз обязан принять по квотам. А поскольку воспользоваться правом на приём без экзаменов можно только один раз, у них не остаётся возможности для манёвра. Во избежание скандалов университеты вынуждены принимать тех, кому не хватило мест, на обучение за свой счёт. Подобная ситуация произошла, например, в Первом МГМУ им. Сеченова в приёмную кампанию 2024 года.

Что предлагают изменить в основном приёме в бакалавриат и специалитет

Ведомство предлагает установить единое для всех вузов предельное количество специальностей и (или) направлений подготовки, по которым абитуриент вправе одновременно участвовать в конкурсе в каждом университете, — это число ограничили до пяти. Сейчас действует такой же максимум, но вузы имеют право его снизить, поэтому в некоторых университетах разрешают поступать не больше чем на три специальности или направления подготовки. Проект такой возможности не допускает — если его примут, везде будет пять.

Снова возвращается такой документ, как согласие на зачисление (напомним, от него отказались в прошлом году). Это имеет значение только для бюджетников — тем, кто поступает на платные места, для зачисления достаточно заключить договор. Только если сам вуз установит правило, что абитуриент-платник должен его уведомить о необходимости зачисления, понадобится ещё и уведомление.

Абитуриентам, у которых есть право на приём по отдельной квоте (это, например, участники СВО и их дети), предлагается предоставить право сдавать внутренние вступительные испытания в том числе тогда, когда они идут по основному конкурсу, а не по отдельной квоте. Проще говоря, вместо предъявления результата ЕГЭ они могут сдать внутренний экзамен в вузе. Это может дать шанс, если результаты ЕГЭ слабые, а за экзамен в вузе удастся получить баллы повыше.

В проекте появилось новое индивидуальное достижение, за которое вуз может начислить дополнительные баллы, — это наличие у абитуриента образования по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим профилю программ бакалавриата или специалитета, в объёме, установленном вузом. Можно предположить, что подразумеваются прежде всего дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств — например, обучение в художественной или музыкальной школе.

Согласно проекту, вузы должны будут публиковать списки подавших документы и конкурсные списки на портале «Госуслуг».

Должно появиться понятие высшего проходного приоритета поступающего. Согласно проекту, его определяет вуз и указывает в конкурсном списке. То есть если проект примут, то будет два высших приоритета:

  • основной высший приоритет — это наиболее высокий приоритет зачисления, по которому поступающий проходит по конкурсу (он определяется для всех включённых в конкурсный список вне зависимости от наличия от них согласия на зачисление);
  • высший проходной приоритет — это наиболее высокий приоритет зачисления, по которому поступающий проходит по конкурсу (он определяется только для тех, кто представил согласие на зачисление).

Если абитуриент не отзовёт согласие на зачисление, то он будет зачислен в соответствии с высшим проходным приоритетом.

Вероятно, введение этой меры должно помочь абитуриентам оценивать свои шансы на поступление.

Ещё одно важное правило: после завершения приёма документов и до формирования конкурсных списков вуз перераспределяет места для отдельных и особых квот, на которые не хватило претендентов. Сначала — между собой, а если всё равно остаются места, для которых абитуриентов не хватает, то вуз добавляет их к основным бюджетным местам (то есть выводит из квоты в общий конкурс). Затем по результатам приоритетного зачисления на места по особой и отдельной квотам, если какие-то из них остаются не заполненными, они тоже перераспределяются в общий конкурс. Вероятно, эта мера должна помочь вузам гибче ориентироваться в ситуации во время приёмной кампании.

Что предлагают поменять в целевом приёме

Для целевиков предлагают установить особое индивидуальное достижение, за которое можно получить дополнительные баллы. Это участие в профориентационных мероприятиях. Подразумеваются мероприятия, которые проводит заказчик целевого обучения. Заказчик должен до начала приёма документов от абитуриентов представить в вуз список участников таких мероприятий (с указанием номеров их СНИЛС).

Возможно, это попытка решить проблему, с которой заказчики столкнулись в 2024 году после первого опыта применения нового порядка целевого приёма: им не понравилось то, что абитуриенты на целевые места отзываются на заявки о целевом обучении фактически вслепую, не имея даже возможности оценить будущую сферу работы (а значит, их отзыв может быть просто запасным способом попасть на бюджет, а не серьёзным решением в будущем работать у этого заказчика). Вероятно, предполагается, что участие в профориентационных мероприятиях будет свидетельствовать о серьёзности намерений.

Кстати, для целевой квоты проект не предусматривает право вуза после приёма заявлений и до формирования конкурсных списков отдать те целевые места, на которые не нашлось претендентов, в общий конкурс. Наоборот, есть прямой запрет на это:

  • не подлежат добавлению к основным бюджетным местам и используются для зачисления поступающих на места целевой квоты на основном этапе зачисления;
  • места в пределах целевой квоты, не заполненные при основном приеме, выделяются в качестве целевой квоты для дополнительного приема.

Только если и на дополнительном приёме на эти места не найдётся желающих, их разрешается добавить к основным бюджетным местам. То есть вуз до последнего должен пытаться набрать на эти места именно целевиков.

Что предлагают поменять в дополнительном приёме

Если в последние годы вузы могли объявлять на оставшиеся свободными места как дополнительное зачисление, так и дополнительный приём (разницу между этими понятиями мы объясняли здесь), то проект нового порядка допускает лишь дополнительный приём.

То есть вузам нельзя будет просто дозачислить тех, кто был в конкурсных списках, но не подал вовремя нужный документ, а нужно будет объявлять новый конкурс на свободные места и принимать новые заявления. В том числе придётся снова проводить внутренние экзамены — но, правда, насчёт этого вуз может решить, что будет учитывать результаты внутренних вступительных испытаний, которые абитуриенты уже сдали в период основного приёма.

Во время дополнительного приёма, как и во время основного, вуз должен выделить из тех мест, ради заполнения которых объявляет его, места для особой и отдельной квот.

Что предлагают поменять в платном приёме

Для тех, кто поступает на платные места на базе среднего профобразования, и для тех, кто поступает на базе высшего образования, как сказано в проекте, можно проводить отдельные конкурсы.

А ещё для платников предлагается сильно сдвинуть все сроки: начало приёма заявлений, как и у всех, с 20 июня, а завершение — 20 сентября. Окончание вступительных испытаний — тоже не позднее 20 сентября, а зачисления — не позднее 30 сентября.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Освойте топовые нейросети за один день. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована