Мария Монтессори: кратко о её педагогическом подходе, судьбе и славе
Мария Монтессори мечтала стать врачом, а стала великим педагогом и разработала уникальную систему, которая используется по всему миру.
Изображение: ullstein bild / Getty Images / Ольга Скворцова / Skillbox Media
Мария Монтессори (1870–1952) родилась в Италии и с детства отличалась тягой к знаниям. А ещё умела ломать стереотипы. Высшее образование в то время было привилегией мужчин, но она добилась того, что её приняли в техническую гимназию для юношей, а после — в медицинский университет.
Работа детским врачом постепенно привела её в педагогику, и в этой сфере тоже очень пригодились её упорство и смелость. Она разработала собственную образовательную систему и прославилась, потому что её подопечные овладевали навыками быстрее привычного темпа и росли самостоятельными творческими личностями.
Постепенно детские сады и школы, придерживающиеся метода Монтессори, появились во многих странах. А в 1929 году Мария вместе с сыном организовала Международную ассоциацию Монтессори (AMI). По решению ЮНЕСКО в 1988 году Марию Монтессори признали одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века.
Главные труды Монтессори: «Научная педагогика», «Мой метод», «Помоги мне это сделать самому», «Впитывающий разум ребёнка», «Дети — другие».
Из медицины в педагогику, или Как появился метод Монтессори
Учась в университете, Мария подрабатывала в клинике, где занималась с маленькими детьми, у которых были отклонения в развитии. Наблюдая за ними, она пришла к мысли, что таким детям нужна специальная развивающая среда.
Монтессори стала наполнять пространство, окружающее детей, разными предметами, побуждающими к определённым занятиям. Это могли быть, например, шершавая доска или ароматизированная коробка, кубики, краски — словом, предметы с разнообразными свойствами. Хотя подбирались все предметы очень продуманно, детям не навязывали, что и как с ними делать. Ставка делалась на интерес: дети сами решали, что взять и чем заняться, — и увлекались. Педагоги лишь наблюдали и помогали, когда в этом действительно возникала необходимость.
Оказалось, что таким способом дети не только развиваются в целом, но и могут научиться читать и писать. Первые воспитанники Монтессори сдавали экзамен вместе с учениками начальной школы, которых сейчас назвали бы нормотипичными. И показали лучшие результаты! Правительство не оставило без внимания такой успех, и под руководством Монтессори был открыт Ортофренический институт для подготовки учителей к обучению детей с отставанием в умственном развитии.
Однако Марию не оставляла мысль о том, что её метод можно адаптировать и для здоровых детей. Спустя два года она покинула институт и снова пошла учиться, чтобы глубже разобраться в особенностях психологии и антропологии здорового ребёнка.
В 1907 году Монтессори воплотила свою идею, открыв «Дом ребёнка» для детей от двух до семи лет. Там тоже всё было устроено на свободном выборе занятий детьми, однако существовал и режим: утренние часы отводились на занятия, развивающие интеллект, а после обеда — на творческие.
Мария внимательно наблюдала за процессом как исследователь и экспериментировала — что-то меняла, что-то совершенствовала.
В результате сформулировала образовательные принципы, которые показались ей наиболее эффективными. Они и легли в основу метода Монтессори.
«Дом ребёнка» прославился на весь мир, у его основательницы появились последователи. Она дружила со знаменитым психологом и основателем теории когнитивного конструктивизма Жаном Пиаже. А Фрейд говорил: «Там, где Монтессори, я не нужен».
Монтессори продолжала развивать свою систему на протяжении всей жизни. Разработала материалы и методы для обучения младших школьников грамматике, арифметике и геометрии. Ввела метод «космического образования» детей от 6 до 12 лет, который позволял детям не просто зубрить естественные науки, а понять взаимозависимость всех элементов природы, непосредственно работая с растениями и животными.
Педагогические принципы Монтессори
Основная идея системы Монтессори выражается в принципе «Помоги мне это сделать самому». Проще говоря, в детях и так заложен огромный потенциал для саморазвития, нужно только помочь ему включиться, создать для этого условия.
Если ребёнок выбирает занятие сам, экспериментирует, то он по-настоящему увлекается и благодаря этому концентрируется на занятии больше, чем на том, которое ему навязали. И проявляет больше упорства. В этом и заключается секрет развивающего эффекта.
Вот каких ещё принципов придерживалась Монтессори:
- Создание среды, в которой ребёнок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.
- Подбор развивающих материалов таким образом, чтобы ребёнок мог сам обнаруживать свои ошибки и находить пути их решения. Ошибки важны для получения опыта.
- Детская свобода выбора занятия, учебного материала, темпа получения опыта и знаний, длительности занятия.
- Сочетание свободы с порядком и дисциплиной (все дети знают правила: например, что за собой нужно убрать и стараться не мешать друг другу).
- Особая роль педагога — он наблюдает, как можно меньше говорит и медленно и последовательно выполняет действия, чтобы ребёнок мог их повторить.
- Запрет на сравнение детей между собой (никакой соревновательности), оценку их поведения, наказание, принуждение и даже похвалу (никаких «Молодец!»).
- Разновозрастные группы — вместе могут заниматься дети и трёх, и шести лет. Младшие берут пример, старшие проявляют заботу, все вместе учатся взаимодействовать.
Цитаты Марии Монтессори
«Детей учит то, что их окружает».
«Первый инстинкт ребёнка — действовать самостоятельно, без помощи окружающих, поэтому его первый сознательный шаг к обретению независимости — защититься от тех, кто пытается ему помочь».
«Словосочетание „учить детей“ в нашей школе почти запрещено. Дети в полном смысле учатСЯ, то есть учат себя сами».
«Истинное обучение — помочь, а не осуждать. Истинное обучение даёт ребёнку энергию, а не обесточивает его».
«Если ребёнка часто критикуют — он учится осуждать. Если ребёнка часто хвалят — он учится оценивать. Если ребёнку демонстрируют враждебность — он учится драться».
«Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребёнке, так что в итоге плохому не будет оставаться места».
«Ребёнок с его безграничными возможностями действительно может изменить облик человечества, поскольку сам же его и создаёт».
«Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена, чтобы вырасти в тепле пылающего воображения».
Интересные факты
- Мать Марии Монтессори — Ренильде Стоппанни Монтессори — была учительницей, так что можно сказать, что Мария пошла по её стопам, только гораздо дальше, став одним из столпов педагогики. Кстати, мать горячо её поддерживала.
- Так сложилось, что Монтессори почти не воспитывала своего единственного сына Марио, когда тот был маленьким. Дело в том, что она не была официально замужем, и из-за строгих нравов католической Италии и рисков для карьеры ей пришлось отдать незаконнорождённого ребёнка на воспитание в приёмную семью. Правда, Мария не теряла с ним связь, и, когда он был подростком, она забрала его и отправилась вместе с ним в Америку.
- Когда в 1922 году к власти в Италии пришёл Муссолини, он поначалу поддерживал Монтессори: спонсировал её школы, основал педагогический колледж в её честь. Но когда диктатор стал настаивать на фашизации её методов образования, Мария, как противник любой агрессии, ему отказала. Ей пришлось покинуть Италию, и все её школы в стране были закрыты.
- На купюре в 1000 лир (национальная валюта Италии до введения евро) был изображён портрет Марии Монтессори.
- В системе Монтессори воспитывалось много известных людей: основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, основатель Amazon.com Джеффри Безос, основатель Wikipedia Джимми Уэйлс, актёр Джордж Клуни.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!