«Крёстный отец» ИИ считает, что университеты, возможно, больше не будут нужны
Но есть одна сфера, где традиционное образование, даже при таком радикальном мнении, всё-таки незаменимо.


Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Джеффри Хинтон
Профессор Университета Торонто (Канада), лауреат Нобелевской премии по физике 2024 года за открытия и изобретения в области машинного обучения
Где: TVO Today.
— Мы знаем, что с индивидуальным репетитором ребёнок учится примерно вдвое быстрее, потому что репетитор видит, чего именно ученик не понимает. ИИ-системы пока не на том уровне, но в какой-то момент в ближайшие десять лет они станут действительно хороши <…>. Они будут знать в точности, что ребёнок не понимает, и какие нужны примеры, чтобы это прояснить. И если с человеком-репетитором [обучение] вдвое лучше, это будет в три или в четыре раза лучше. Что может быть не очень хорошей новостью для университетов. Возможно, они нам больше не будут нужны.
Контекст
В интервью на канадском телевидении Джеффри Хинтон, которого называют «крёстным отцом» ИИ за его вклад в глубокое обучение, ответил на вопросы о будущих применениях ИИ-систем в медицине и в образовании. С его точки зрения, развитие ИИ-тьюторов — отличная новость для всех, кто учится. В успех ИИ-помощников учёный верит, потому что они способны работать с затруднениями учеников, учитывая опыт миллионов других похожих учащихся. У преподавателя-человека, даже очень профессионального, настолько богатого опыта, конечно, быть не может.
Однако Джеффри Хинтон дополнил свой прогноз, отметив сферу, в которой университеты сохранят своё значение в обозримом будущем. Он считает, что они незаменимы для подготовки будущих исследователей в аспирантуре. Он объяснил: научить человека научной работе можно только в формате практической стажировки (apprenticeship). Невозможно просто выдать правила исследований на словах, потому что не существует такого свода правил.
Максимально оптимистичные мнения о том, что ИИ существенно повысит эффективность обучения, высказывали и другие эксперты. Например, гендиректор компании IU, которая руководит крупнейшим частным вузом Германии, Свен Шютт считает, что за счёт внедрения ИИ общая продолжительность обучения в школе и в вузе может сократиться на треть. А Билл Гейтс заявлял, что ИИ осуществит настоящую революцию в том, как люди учатся. Такие позиции, как правило, обосновывают тем, что ИИ-системы способны по-настоящему персонализировать обучение.
Большинство энтузиастов применения ИИ в образовании, однако, не предсказывают, что в связи с его развитием преподаватели или учебные заведения станут не нужны. Они подчёркивают социальную составляющую обучения и считают, что взаимодействие в классах со сверстниками и наставниками останется важным. Например, руководитель образовательных инициатив в OpenAI Сия Радж Пурохит уверена, что с развитием ИИ роль преподавателя-человека будет смещаться к менторской: автоматизация части задач освободит время, чтобы вдохновлять учеников. Похожую точку зрения высказал на недавней конференции «Будущее с ИИ» основатель Skillbox Дмитрий Крутов: ИИ-инструменты позволят высвободить время преподавателя на личное взаимодействие с учащимися.

Скептики, однако, напоминают, что пока нет оснований утверждать, что применение генеративных нейросетей и других инструментов в образовании действительно окажется полезным. Например, основатель некоммерческой организации по обучению педагогов Deans for Impact Бен Райли отмечает, что на самом деле ученикам нужны не бесконечно терпеливые ИИ-тьюторы, а учителя, которые будут их подталкивать к самостоятельному размышлению.
Впрочем, даже сторонники персонализации с помощью ИИ разделяют мнение Джеффри Хинтона о том, что пока искусственные системы ещё не развиты до того уровня, чтобы быть лучшими репетиторами, чем люди. Основатель Skyeng Георгий Соловьёв прошлой осенью заявил, что пока что персонализация на основе ИИ невозможна технически — но дал оптимистичный прогноз, что через год ситуация изменится.
А директор Школы образования Тюменского государственного университета Ульяна Раведовская в интервью Skillbox Media рассказала, что в ходе экспериментов вуза с ИИ-персонами вместо преподавателей выяснилось: студенты редко обращаются к ИИ за консультациями, не слишком доверяют его ответам и, в свою очередь, игнорируют его вопросы. Отчасти причина в том, что студентам сложно формулировать вопросы по сути обучения — для этого нужен развитый навык вопрошания, с которым у многих проблемы. Но, возможно, роль играет и несовершенство существующих нейросетей, от которых учащиеся привыкли ждать галлюцинаций.
Читайте также:
- Чему учить студентов для жизни в ИИ-мире: мнение американского профессора
- Угроза или возможность? Чем беспокоит преподавателей всего мира развитие ИИ
- Основатель самого инновационного вуза в мире — о персонализированном образовании
- Американский математик предостерёг насчёт чат-ботов для помощи школьникам
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее