Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :37 :59 Выбрать курс
Образование EdTech
#подборки

Книжные новинки 2025 года для тех, кто работает в образовании

Собрали самые интересные новинки — про школы, университеты, обучение в организациях и индустрию EdTech.

Иллюстрация: 8photo /Freepik / издательство «МИФ» / издательство «Альпина PRO» / издательство «Новое литературное обозрение» / Дима Руденок для Skillbox Media

Уходящий 2025 год оказался богатым на книжные новинки, которые жаль было бы пропустить. В нашей подборке — руководство по психометрике в EdTech и журналистское расследование самого громкого провала в индустрии онлайн-образования, монографии по истории университетского образования и концепции самостоятельности, практические советы для учителей и тех, кто занимается корпоративным обучением. И ещё много интересного!

«Психология достоинства. Искусство быть человеком»

Александр Асмолов

Изображение: Александр Асмолов. «Психология достоинства. Искусство быть человеком». «Альпина Паблишер», 2025 год

Кому будет полезно: широкому кругу читателей, в первую очередь — педагогам.

Известный психолог, педагог и публицист Александр Асмолов рассуждает о том, как отражаются на образовании два противоположных взгляда: один — с точки зрения культуры полезности, когда в обществе ценится не человек сам по себе, а только то, что полезного он может дать социуму; и другой — с точки зрения ценности человека самого по себе как уникальной личности. Во втором случае ценится и разнообразие, принятие различий между людьми. Второй подход автор называет культурой достоинства.

Если в обществе доминирует культура полезности, то образование в нём нацелено лишь на подготовку человека к исполнению его практических функций, тогда как в культуре достоинства образование становится пространством для раскрытия потенциала человека и для диалога между непохожими друг на друга людьми, в том числе между разными поколениями.

В книге Александр Асмолов рассматривает широкий спектр философских идей и научных теорий, которые легли в основу разработанной им психологии достоинства. И делится размышлениями о том, как в мире, где царит культ полезности, воспитать свободную личность, готовую отстаивать свою индивидуальность и уважать индивидуальность в других.

«Культура роста. Принципы гибкого сознания для развития компаний»

Мэри Мёрфи

Изображение: Мэри Мёрфи. «Культура роста. Принципы гибкого сознания для развития компаний». «МИФ», 2025 год

Кому будет полезно: руководителям в бизнесе и образовании, учителям и преподавателям, L&D-специалистам.

Теория профессора психологии из Стэнфордского университета Кэрол Дуэк о фиксированном и гибком мышлении (или, как его ещё называют, мышлении роста) за последние десятилетия распространилась очень широко. Чаще всего её понимают так, что одни люди считают свои способности данными от природы и избегают сложных задач, боясь потерпеть неудачу — это свидетельствует о фиксированном мышлении. Другие же люди уверены, что смогут добиться успеха в любой новой для себя области, если приложат достаточно усилий, и поэтому их не пугают ошибки и временные неудачи — так проявляется гибкое мышление, или мышление роста.

Однако профессор психологии и наук о мозге в Университете Индианы Мэри Мёрфи считает, что трактовать теорию Дуэк таким примитивным образом неверно. По её словам, фиксированное и гибкое мышление — это не дихотомия, а спектр. И на то, к какой части спектра склоняется человек в конкретной ситуации, влияют не только его внутренние установки, но и принятые в социальной группе или организации, где он работает либо учится, ценности, нормы и правила, стратегии поведения.

В книге Мёрфи рассказывает о двух типах организаций. В одной из них доминирует культура гениев — здесь ценятся «звёзды», достигающие высот без видимых усилий, поощряется конкуренция и индивидуальный успех. Организации с культурой роста, наоборот, ценят усилия и упорство, поощряют взаимоподдержку и кооперацию. Автор показывает, как два этих подхода проявляются на практике, объясняет, почему культура роста приводит к более эффективным результатам и устойчивому развитию, и даёт рекомендации, как формировать установки на рост в контексте бизнеса и образования.

«Да начнётся игра! Руководство по внедрению игровых форматов в обучение»

Анастасия Высоцкая

Изображение: Анастасия Высоцкая. «Да начнётся игра! Руководство по внедрению игровых форматов в обучение». «Альпина PRO», 2025 год

Кому будет полезно: бизнес-тренерам, T&D- и L&D-специалистам, разработчикам образовательных программ, в том числе в онлайн-обучении.

Практическое руководство по геймификации образовательного процесса — с обзором мировых практик, рекомендациями и кейсами из опыта автора, которые помогут сделать обучение детей и взрослых как эффективным, так и увлекательным.

Анастасия Высоцкая предостерегает от непродуманного добавления игровых механик в учебные программы, без понимания, как они работают и для чего нужны. По мнению автора, в некоторых случаях лучше всего вообще обойтись без геймификации, а для других ситуаций важно выбрать оптимальный геймификационный формат. Анастасия делит их по сложности разработки и объёму игровых механик. Например, для одних программ подойдут простейшие системы с баллами и рейтингами, для других же будет полезно спроектировать обучение полностью в игровой форме.

Для каждого из форматов автор предлагает подробный алгоритм разработки, а также разбирает ошибки, возникающие в процессе их проектирования и реализации, в том числе на реальных примерах.

«Биология в фокусе. Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)»

Екатерина Жарова

Изображение: Екатерина Жарова. «Биология в фокусе. Естественные отделения университетов Российской империи (1830–1900)». «Новое литературное обозрение», 2025 год

Кому будет полезно: всем, кто интересуется историей высшего образования в России.

Хотя эта монография посвящена истории естественно-научных отделений в университетах Российской империи, она даёт глубокое представление об общих университетских реалиях XIX века. Екатерина Жарова рассказывает, как были организованы учебные и научные процессы, как тогда составляли учебные планы и как на них воздействовал усилившийся в 1884 году государственный контроль, как проходили лекционные и практические занятия.

Отдельные главы посвящены системе вступительных, промежуточных и итоговых экзаменов, положению профессорско-преподавательского состава, а также тому, как оборудовали специализированные кабинеты и лаборатории в условиях материальных сложностей. Интересен и обзор карьерных возможностей, открывавшихся выпускникам.

А ещё, читая книгу, можно проследить, как на жизнь университетов влияла смена эпох и правителей от Александра I до Николая II.

«Психометрика в EdTech: первые шаги»

Дмитрий Аббакумов

Изображение: Дмитрий Аббакумов. «Психометрика в EdTech: первые шаги». «МИФ», 2025 год

Кому будет полезно: методистам, продюсерам, продакт-менеджерам и основателям EdTech-проектов.

Полезное прикладное издание для тех, кто хочет не только измерять бизнес-показатели своего проекта по онлайн-обучению, но и на основе данных оценивать прогресс и результаты учеников, анализировать их опыт обучения, оптимально подбирать учебные форматы и нагрузку. Реализовать это позволят методы психометрики.

Научный консультант «Яндекс Практикума», в прошлом — главный психометрик платформы Дмитрий Аббакумов объясняет, как правильно фиксировать взаимодействие учащегося с онлайн-платформой, на которой он занимается, и рассчитывать метрики, относящиеся к студентам и учебному контенту. Особая ценность книги в том, что эти метрики и способы их расчёта испытаны Александром в «Яндекс Практикуме».

Если вам интересно знать, как можно посчитать, например, посильность учебного контента и трудность обучения для студента, книга вам определённо будет полезна. Особое её достоинство в том, что несмотря на сложность темы, она написана очень простым языком, не содержит сложных формул и наполнена реальными примерами.

«Ловушка обучения. История взлёта и падения индийского эдтех-гиганта Byju’s»

Прадип Саха

Изображение: Прадип Саха. «Ловушка обучения. История взлёта и падения индийского эдтех-гиганта Byju’s». Fortis Press, 2025 год

Кому будет полезно: основателям и руководителям EdTech-проектов, а также всем, кто интересуется рынком онлайн-образования.

Увлекательное журналистское расследование громкого успеха и такого же громкого последующего провала индийского EdTech-проекта. Репетитор, инженер по образованию Байджу Равиндран в 2011 году создал образовательную онлайн-платформу для школьников, а в 2015-м выпустил мобильное приложение Byju’s с курсами по школьной программе. Через три года рыночная стоимость стартапа превысила миллиард долларов, что превратило Byju’s в первого индийского EdTech-единорога. К 2021 году компания стоила уже 21 миллиард долларов, а зарегистрированных пользователей приложения насчитывалось более 100 миллионов.

Но уже в 2022 году у Byju’s возникли серьёзные проблемы с инвесторами, кредиторами и индийскими властями. А осенью 2024 года, по словам Байджу Равиндрана, стоимость компании снизилась до нуля.

Чтобы разобраться в том, как стартапу удалось взлететь до фантастических высот и что в итоге послужило причиной его падения, журналист Прадип Саха изучил финансовую отчётность проекта и побеседовал с причастными лицами, в том числе с самим Равиндраном. В результате получилась история о том, как благая задумка — сделать образование доступным для малообеспеченных детей и подростков — обернулась крахом из-за манипуляций, жадности и обмана.

«Я не волшебник, я только учу. Педагогам о мотивации, дисциплине и любви к профессии»

Алихан Динаев

Изображение: Алихан Динаев. «Я не волшебник, я только учу. Педагогам о мотивации, дисциплине и любви к профессии». «Альпина.Дети», 2025 год

Кому будет полезно: учителям и репетиторам, преподавателям колледжей и вузов.

По словам победителя всероссийского конкурса «Учитель года России — 2018» Алихана Динаева, в начале карьеры ему не хватало книги, в которой были бы собраны практические решения и честные советы для учителей, по-настоящему применимые в школьных реалиях. Поэтому такую книгу он написал сам, поделившись в ней своим разнообразным опытом преподавания в городских и сельских школах, в частном центре подготовки к ЕГЭ и в университете.

Каждая глава книги предлагает решения конкретной проблемы, с которыми сталкиваются как молодые, так и опытные педагоги: как заинтересовать учеников предметом и наладить дисциплину в классе, как добавить в учебный процесс юмор и игры, использовать нейросети для подготовки уроков, противодействовать буллингу и работать с детьми с СДВГ, продуктивно взаимодействовать с коллегами на педсоветах и с родителями учеников на собраниях.

Целый подраздел посвящён развитию карьеры педагога — для тех, кто планирует повысить свой доход, развивая личный бренд или, например, разрабатывая методические материалы для коллег. Каждая глава сопровождается дополнительными материалами — памятками и шаблонами, авторскими заданиями для учеников и ссылками на полезные статьи.

«Самостоятельность: благо или бремя?»

Под редакцией Екатерины Поливановой

Изображение: под редакцией Екатерины Поливановой. «Самостоятельность: благо или бремя?» Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025 год

Кому будет полезно: педагогам и исследователям в сфере образования, психологам, родителям школьников.

Коллективная монография о том, как на протяжении десятилетий менялись научные представления о самостоятельности, что это понятие означает в XXI веке и как формировать самостоятельность у современных школьников.

Как замечают авторы книги, современные школьники испытывают на себе гораздо больше контроля со стороны взрослых, чем, например, их ровесники из середины XX века. Причём и взрослость сейчас совершенно не обязательно связана с самостоятельностью — даже достигнув зрелости, человек может не спешить создавать собственную семью и строить карьеру. По мнению авторов монографии, это объясняется вызовами новой эпохи — чтобы справиться с ними, человеку в большей степени нужно сотрудничество с другими людьми, чем независимость.

Рассмотрев разные научные подходы к концепции самостоятельности, авторы переходят к тому, какую роль в её формировании играют семья и школа, городское пространство и медиа. Целый раздел книги посвящён развитию самостоятельности в обучении.

«Новые миры образования. Трансформация обучения в эпоху искусственного интеллекта»

Салман Хан

Изображение: Салман Хан. «Новые миры образования. Трансформация обучения в эпоху искусственного интеллекта». «Альпина PRO», 2025 год

Кому будет полезно: всем, кто интересуется развитием ИИ-технологий и их использованием в образовании.

К внедрению ИИ-инструментов в образование отношение разное. Основатель онлайн-платформы с видеоуроками по школьной программе Khan Academy Салман Хан видит значительную пользу в использовании образовательных ИИ-ботов.

Подобный инструмент, основанный на GPT-4 и названный Khanmigo, он внедрил в собственную платформу. Бот настроен так, чтобы не решать учебные задачи за учеников, а только поддерживать их в учебном процессе — задавать наводящие вопросы, подсказывать, проверять письменные работы и давать обратную связь. Khanmigo доступен и учителям, которые с его помощью составляют планы уроков и тестовые вопросы, получают структурированные отчёты об ошибках учеников.

В книге Салман Хан рассказывает о том, как Khan Academy разрабатывали этого бота в сотрудничестве с OpenAI, и отвечает на типичные опасения, связанные с внедрением ИИ. Как считает основатель Khan Academy, риски вроде того, что ИИ приучит школьников всецело полагаться на ботов, вместо того чтобы прилагать усилия, связаны не с самой технологией, а с тем, как её применяют.

«Корпоративное преобразование. Как усилить бизнес через развитие людей»

Константин Борисов и Алексей Борисов

Изображение: Константин Борисов / Алексей Борисов. «Корпоративное преобразование. Как усилить бизнес через развитие людей». Bookwings, 2025 год

Кому будет полезно: руководителям разных уровней, T&D- и L&D-специалистам.

В условиях кадрового дефицита, с которым в последние годы столкнулись российские компании, и роста затрат на привлечение квалифицированных специалистов, на первый план выходит умение бизнеса работать с людьми — считают авторы книги.

Константин и Алексей Борисовы из консалтинговой компании Support Partners предлагают руководство по выстраиванию корпоративной системы обучения и развития, которая охватывает все аспекты работы с кадрами. Они в книге представлены в виде цикла из шести этапов: от подбора и адаптации до карьерного планирования и поддержания вовлечённости. На каждом этапе система обучения играет свою роль. Например, привлечение персонала можно сделать эффективнее, если обучить рекрутеров сложному экспертному подбору кадров, а руководителей — оценке навыков соискателей на собеседовании.

Авторы рассказывают, как с нуля выстроить такую систему, которая позволит формировать высокопродуктивные команды и достигать целей бизнеса. Также они делятся рекомендациями, как подобрать формат обучения и образовательную активность с учётом особенностей корпоративной культуры и самих сотрудников, внедрить практики наставничества и менторинга.


Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее

Партнёрский материал

Любые школы и учебные центры могут зарабатывать на 30% больше. Узнайте, как

Реклама. ООО «Мой класс». ИНН: 6670530460. Erid: 2VtzqvsQMhW


Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована