Книжная полка: «Спираль обучения», Митчел Резник
Рассказываем о руководстве по развитию креативного мышления через творчество, игру и работу над проектами.
Dana Moskvina / Skillbox Media
Полное название: «Спираль обучения. 4 принципа развития детей и взрослых».
Издательство: «МИФ».
Год выпуска: 2018.
Традиционный подход к обучению — с обязательной зубрёжкой, оценками и санкциями за ошибки — до сих пор не сдаёт позиций. Однако всё более популярными трендами в образовании становятся геймификация и Edutainment, ориентированные на активное вовлечение учащихся, командную и проектную деятельность в безопасной игровой среде.
Митчел Резник, руководитель исследовательской группы Массачусетского технологического института (MIT), создавшей язык программирования для детей Scratch, и автор книги «Спираль обучения», поддерживает новаторство в образовании и уверен, что игра и творчество незаменимы для развития креативного мышления как у детей, так и у взрослых. А именно такой способ мышления, считает Резник, даёт человеку возможность находить нестандартные решения проблем и готовит к вызовам стремительно меняющегося мира.
Изобретение скрепки для бумаг было Креативностью с большой буквы, но всякий раз, когда кто-то придумывает новый способ использовать скрепку в повседневной жизни, мы видим креативность с маленькой буквы. Иногда преподаватели чрезмерно заостряют внимание на Креативности с большой буквы и обделяют им ту, что с маленькой. Несколько лет назад я проводил презентацию на тему креативности для группы педагогов. В конце, когда я уже отвечал на вопросы, кто-то из участников заметил, что очень важно усовершенствовать методы оценки креативности: мол, это позволит выявлять учащихся с наибольшим творческим потенциалом. Я же считаю, что такая точка зрения однозначно неверна. Всякий способен на креативность (с маленькой буквы), и наша задача — помогать всем и каждому полностью раскрыть свой творческий потенциал.
«Спираль обучения», Митчел Резник
Автор книги утверждает, что креативность — не удел избранных, и её можно развить, причём в любом возрасте. Для этого Резник и его команда из MIT разработали свою модель обучения, состоящую из четырёх компонентов:
- Проекты — человек воплощает собственные идеи, раскрывает и оттачивает способности на практике.
- Пылкая увлечённость — учащийся занимается тем, что его вдохновляет и вызывает искренний интерес.
- Партнёры — в процессе созидания люди обмениваются идеями и трудятся сообща.
- Процесс игры — игровая среда позволяет свободно экспериментировать, пробовать новое и рисковать, не боясь реальных последствий.
В «Спирали обучения» автор подробно раскрывает, в чём важность этих принципов и как они применяются на практике, делится историями из личного опыта, даёт советы учащимся, педагогам и педдизайнерам. Книгу стоит прочесть всем, кого интересует творческий подход к обучению, применение технологий в образовании и процесс создания новаторских образовательных продуктов.