Книжная полка: «Самостоятельность: благо или бремя?», под редакцией Екатерины Поливановой
Коллективная монография о научном взгляде на самостоятельность и о практиках её развития в семье и образовательной среде.


Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Издательство: Издательский дом НИУ ВШЭ.
Год выпуска: 2025.
Самостоятельность в бытовом представлении выглядит не таким уж сложным навыком. Казалось бы, его развитие происходит само собой: чем старше становится ребёнок, тем больше он умеет и понимает, больше ответственности может на себя взять, меньше зависит от контроля и помощи со стороны взрослых.
Но так ли обстоят дела с научной точки зрения? И если самостоятельность развивается просто по мере взросления, почему в XXI веке встал вопрос о том, что необходимо развивать самостоятельность в школе? Развитие самостоятельности, например, включает в себя категория регулятивных универсальных учебных действий, которые школа, согласно ФГОС, должна постепенно формировать у детей и подростков с 1-го по 11-й класс. Каким образом школьное образование может поспособствовать формированию самостоятельности, а какую роль в этом играют семья и более широкие социокультурные условия?
Этим вопросам посвящена коллективная монография «Самостоятельность: благо или бремя?», подготовленная сотрудниками Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.
По словам авторов монографии, психологи и социологи по всему миру отмечают, что с переходом из XX в XXI век дети стали гораздо менее самостоятельными, чем их сверстники, скажем, из 1960-х. У детей прошлых эпох было гораздо больше свободы, и они самостоятельно обслуживали себя в быту и перемещались по городу, заботились о младших братьях и сёстрах, учились без вмешательства взрослых. Дети XXI века испытывают практически всеобъемлющий контроль со стороны взрослых. Единственной сферой, на которую он распространяется не полностью, остаётся интернет.
Кроме того, благодаря увеличению продолжительности жизни и социально-экономическим изменениям, понятие взрослости стало всё больше отдаляться от самостоятельности. Можно быть взрослым, но не самостоятельным — и, например, в 30 лет жить с родителями, не устраиваясь на постоянную работу, не создавая собственную семью. Значит ли это, что представители молодых поколений просто инфантильные, не готовые к «взрослой жизни»?
По мнению исследователей, это скорее говорит о необходимости пересмотреть, насколько устоявшееся представление о самостоятельном взрослом актуально в новых социокультурных условиях. Классические труды по психологии развития описывают самодостаточного независимого человека, который действует полностью автономно. По выражению исследователей, «образ взрослого в такой парадигме — это образ Робинзона Крузо, в одиночку справившегося с обрушившимися на него испытаниями».
Однако современный мир сложный и противоречивый, он ставит человека перед глобальными вызовами, помещает его в нестабильные условия. Для преодоления вызовов XXI века взрослому человеку требуется не только автономность, но также умение и готовность сотрудничать с другими, достигать коллективных целей.

«Стремительная технологическая модернизация, внимание к глобальным мировым вызовам, например, к проблеме климата или к проблеме социального неравенства, создаёт всё более разнообразный и взаимосвязанный мир. Успешно функционировать в современном мире, в частности, постоянно осваивать меняющиеся технологии и справляться с растущими объёмами информации, с постоянно меняющимися контекстами — решение этих задач всё чаще требует коллективного действия и способности к кооперации. Индивидуальная самостоятельность вплетается в более сложные условия жизни и контексты, не теряя своей важности, она остаётся значимой характеристикой деятельности человека, но лишь при условии развития и других способностей».
«Самостоятельность: благо или бремя?», под редакцией Екатерины Поливановой
С этой точки зрения в монографии рассматривается, как детская самостоятельность в нынешних реалиях связана с практиками контроля и поддержки автономии со стороны взрослых, в первую очередь семьи и школы.
Структура книги выстроена согласно модели экосистем американского психолога Ури Бронфенбреннера — она описывает развитие ребёнка в нескольких связанных областях: от микросистемы (семьи) до макросистемы (социально-культурных и экономических условий, ценностей и норм). Описав основные теории самостоятельности, авторы переходят к разделу о роли семьи в развитии этого навыка, затем — к самостоятельности в системе образования, в городском пространстве и в медиа. Завершается книга разделом о самостоятельности в обучении и её развитии у людей от подросткового до взрослого возраста.
Кому будет полезно: педагогам и исследователям в сфере образования, психологам, родителям школьников.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее