Книжная полка: «Самостоятельность: благо или бремя?», под редакцией Екатерины Поливановой
Коллективная монография о научном взгляде на самостоятельность и о практиках её развития в семье и образовательной среде.
 
 
Издательство: Издательский дом НИУ ВШЭ.
Год выпуска: 2025.
Самостоятельность в бытовом представлении выглядит не таким уж сложным навыком. Казалось бы, его развитие происходит само собой: чем старше становится ребёнок, тем больше он умеет и понимает, больше ответственности может на себя взять, меньше зависит от контроля и помощи со стороны взрослых.
Но так ли обстоят дела с научной точки зрения? И если самостоятельность развивается просто по мере взросления, почему в XXI веке встал вопрос о том, что необходимо развивать самостоятельность в школе? Развитие самостоятельности, например, включает в себя категория регулятивных универсальных учебных действий, которые школа, согласно ФГОС, должна постепенно формировать у детей и подростков с 1-го по 11-й класс. Каким образом школьное образование может поспособствовать формированию самостоятельности, а какую роль в этом играют семья и более широкие социокультурные условия?
Этим вопросам посвящена коллективная монография «Самостоятельность: благо или бремя?», подготовленная сотрудниками Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.
По словам авторов монографии, психологи и социологи по всему миру отмечают, что с переходом из XX в XXI век дети стали гораздо менее самостоятельными, чем их сверстники, скажем, из 1960-х. У детей прошлых эпох было гораздо больше свободы, и они самостоятельно обслуживали себя в быту и перемещались по городу, заботились о младших братьях и сёстрах, учились без вмешательства взрослых. Дети XXI века испытывают практически всеобъемлющий контроль со стороны взрослых. Единственной сферой, на которую он распространяется не полностью, остаётся интернет.
Кроме того, благодаря увеличению продолжительности жизни и социально-экономическим изменениям, понятие взрослости стало всё больше отдаляться от самостоятельности. Можно быть взрослым, но не самостоятельным — и, например, в 30 лет жить с родителями, не устраиваясь на постоянную работу, не создавая собственную семью. Значит ли это, что представители молодых поколений просто инфантильные, не готовые к «взрослой жизни»?
По мнению исследователей, это скорее говорит о необходимости пересмотреть, насколько устоявшееся представление о самостоятельном взрослом актуально в новых социокультурных условиях. Классические труды по психологии развития описывают самодостаточного независимого человека, который действует полностью автономно. По выражению исследователей, «образ взрослого в такой парадигме — это образ Робинзона Крузо, в одиночку справившегося с обрушившимися на него испытаниями».
Однако современный мир сложный и противоречивый, он ставит человека перед глобальными вызовами, помещает его в нестабильные условия. Для преодоления вызовов XXI века взрослому человеку требуется не только автономность, но также умение и готовность сотрудничать с другими, достигать коллективных целей.

 
					
«Стремительная технологическая модернизация, внимание к глобальным мировым вызовам, например, к проблеме климата или к проблеме социального неравенства, создаёт всё более разнообразный и взаимосвязанный мир. Успешно функционировать в современном мире, в частности, постоянно осваивать меняющиеся технологии и справляться с растущими объёмами информации, с постоянно меняющимися контекстами — решение этих задач всё чаще требует коллективного действия и способности к кооперации. Индивидуальная самостоятельность вплетается в более сложные условия жизни и контексты, не теряя своей важности, она остаётся значимой характеристикой деятельности человека, но лишь при условии развития и других способностей».
«Самостоятельность: благо или бремя?», под редакцией Екатерины Поливановой
С этой точки зрения в монографии рассматривается, как детская самостоятельность в нынешних реалиях связана с практиками контроля и поддержки автономии со стороны взрослых, в первую очередь семьи и школы.
Структура книги выстроена согласно модели экосистем американского психолога Ури Бронфенбреннера — она описывает развитие ребёнка в нескольких связанных областях: от микросистемы (семьи) до макросистемы (социально-культурных и экономических условий, ценностей и норм). Описав основные теории самостоятельности, авторы переходят к разделу о роли семьи в развитии этого навыка, затем — к самостоятельности в системе образования, в городском пространстве и в медиа. Завершается книга разделом о самостоятельности в обучении и её развитии у людей от подросткового до взрослого возраста.
Кому будет полезно: педагогам и исследователям в сфере образования, психологам, родителям школьников.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее 
                     Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
		 
                                     
                                     
                                     
                                    