Книжная полка: «Саммерхилл. Воспитание свободой», Александр Нилл
Обновлённое переиздание книги о легендарной британской школе, в которой свобода ученика ставится выше всего остального.


Изображение: издание «Почин» / Dana Moskvina для Skillbox Media
Издательство: «Почин».
Год выпуска: 2025.
Больше 100 лет назад шотландский педагог Александр Нилл вместе с женой Лилиан Нойштеттер основал свою школу на одной ключевой идее: не ученик должен подстраиваться под школу, а школа — под ученика. Так появилась легендарная школа Саммерхилл, изначально — смелый эксперимент, а впоследствии — показательный пример воплощения демократических принципов в образовании.
В этой школе ученики посещают уроки, только если сами этого хотят, в ней не ставят оценки и не проводят экзамены, а все правила, которые действуют в Саммерхилл, устанавливаются общим голосованием детей и сотрудников школы. Подробнее о том, как появилась и развивалась школа, как она работает сейчас, можно прочесть в нашей статье.

В 1960 году Нилл опубликовал в США книгу «Саммерхилл. Радикальный подход к воспитанию детей» (Summerhill: A Radical Approach to Child Rearing). В таком виде педагог, до этого не известный американской публике, представил компиляцию из четырёх своих предыдущих книг, посвящённых истории и работе школы, а также различным вопросам воспитания и обучения детей. В США книга вызвала бурные дискуссии, вдохновила множество последователей Нилла и попала в университетские образовательные программы.
Русский перевод книги появился с запозданием — первое издание под названием «Саммерхилл. Воспитание свободой» вышло только в 2000 году и стало библиографической редкостью. Второе издание увидело свет в 2014-м, а в 2025 году появилось третье — переработанное и дополненное, включающее оригинальное предисловие немецкого философа, социолога и психоаналитика Эриха Фромма.
Книга состоит из семи частей. В первой части автор раскрывает основополагающие принципы, на которых построена Саммерхилл, рассказывает о том, как они воплощаются в реальной жизни школы. Некоторые идеи Александра Нилла и сейчас кажутся радикальными — например, он ставит игру выше обучения и критикует педагогический подход, в котором игра становится лишь инструментом для достижения образовательной цели.
Довольно необычно для директора школы и отношение Нилла к успеху выпускников. По его мнению, успешный человек — это в первую очередь счастливый человек, который занимается любимым делом. Поэтому ученики Саммерхилл вольны учиться только тому, что их интересует. А если они вообще не стремятся к академическим достижениям, но зато увлечённо занимаются, например, творчеством, рукоделием или физическим трудом, то это тоже замечательно, уверен Александр Нилл.
«Я полагаю, что ребёнок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьётся настолько, насколько способен развиться. Поэтому Саммерхилл — это такое место, где имеющие способности и желание заниматься наукой станут учёными, а желающие мести улицы будут их мести. Мы, правда, до сих пор не вырастили ни одного дворника. Я пишу это без всякого снобизма, потому что мне приятнее школа, выпускающая счастливых дворников, чем та, из которой выходят учёные-невротики».
«Саммерхилл. Воспитание свободой», Александр Нилл
В следующих частях автор подробно излагает свои взгляды на воспитание детей в целом. Он исходит из того, что практически каждый ребёнок с рождения испытывает давление и принуждение со стороны взрослых. Когда такие дети подрастают, они или превращаются в безвольных существ, не умеющих отстаивать свои права и проявлять инициативу, или начинают вести себя деструктивно, бунтуя против родителей и общества.
При этом, как пишет Нилл, ребёнок, на которого не действуют искусственные внешние ограничения, с раннего возраста учится саморегуляции — он чувствует себя любимым, защищённым и свободным в своих естественных проявлениях. Эта свобода не равна вседозволенности. Границы устанавливает здравый смысл и понимание, что права и свободу других людей тоже нужно уважать.

С этой точки зрения Александр Нилл рассматривает различные сложные ситуации, с которыми сталкиваются родители и учителя. Например, даёт рекомендации, как «излечить» ложь, воровство, сквернословие или нечистоплотность, делится советами, как наказывать за провинности, чтобы способствовать саморегуляции ребёнка, а не подавлять его свободу.
Отдельные части посвящены вопросам полового воспитания и тому, как на психике и поведении детей сказываются проблемы родителей — например, развод. Завершается книга частью «Вопросы и ответы», где Нилл погружается в детали относительно работы школы и своего подхода к детям.
Кому будет полезно: педагогам и всем, кто интересуется нестандартными подходами к образованию.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Читайте также:
- Экспериментальные гамбургские школы 1920-х: история полной свободы в классах
- Книжная полка: «Свобода учиться», Карл Роджерс и Джером Фрейберг
- «Я убеждён, что человекоориентированная школа — та, где дети учатся, а не где их учат»
- Как психодидактика может заменить устаревшие дидактические подходы
- «Школа без желания — это школа насилия»
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее