Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Образование
#статьи

Книжная полка: «Саммерхилл. Воспитание свободой», Александр Нилл

Обновлённое переиздание книги о легендарной британской школе, в которой свобода ученика ставится выше всего остального.

Изображение: издание «Почин» / Dana Moskvina для Skillbox Media

Издательство: «Почин».

Год выпуска: 2025.

Больше 100 лет назад шотландский педагог Александр Нилл вместе с женой Лилиан Нойштеттер основал свою школу на одной ключевой идее: не ученик должен подстраиваться под школу, а школа — под ученика. Так появилась легендарная школа Саммерхилл, изначально — смелый эксперимент, а впоследствии — показательный пример воплощения демократических принципов в образовании.

В этой школе ученики посещают уроки, только если сами этого хотят, в ней не ставят оценки и не проводят экзамены, а все правила, которые действуют в Саммерхилл, устанавливаются общим голосованием детей и сотрудников школы. Подробнее о том, как появилась и развивалась школа, как она работает сейчас, можно прочесть в нашей статье.

Фото: официальная страница школы Summerhill в «Фейсбуке»*

В 1960 году Нилл опубликовал в США книгу «Саммерхилл. Радикальный подход к воспитанию детей» (Summerhill: A Radical Approach to Child Rearing). В таком виде педагог, до этого не известный американской публике, представил компиляцию из четырёх своих предыдущих книг, посвящённых истории и работе школы, а также различным вопросам воспитания и обучения детей. В США книга вызвала бурные дискуссии, вдохновила множество последователей Нилла и попала в университетские образовательные программы.

Русский перевод книги появился с запозданием — первое издание под названием «Саммерхилл. Воспитание свободой» вышло только в 2000 году и стало библиографической редкостью. Второе издание увидело свет в 2014-м, а в 2025 году появилось третье — переработанное и дополненное, включающее оригинальное предисловие немецкого философа, социолога и психоаналитика Эриха Фромма.

Книга состоит из семи частей. В первой части автор раскрывает основополагающие принципы, на которых построена Саммерхилл, рассказывает о том, как они воплощаются в реальной жизни школы. Некоторые идеи Александра Нилла и сейчас кажутся радикальными — например, он ставит игру выше обучения и критикует педагогический подход, в котором игра становится лишь инструментом для достижения образовательной цели.

Довольно необычно для директора школы и отношение Нилла к успеху выпускников. По его мнению, успешный человек — это в первую очередь счастливый человек, который занимается любимым делом. Поэтому ученики Саммерхилл вольны учиться только тому, что их интересует. А если они вообще не стремятся к академическим достижениям, но зато увлечённо занимаются, например, творчеством, рукоделием или физическим трудом, то это тоже замечательно, уверен Александр Нилл.

«Я полагаю, что ребёнок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьётся настолько, насколько способен развиться. Поэтому Саммерхилл — это такое место, где имеющие способности и желание заниматься наукой станут учёными, а желающие мести улицы будут их мести. Мы, правда, до сих пор не вырастили ни одного дворника. Я пишу это без всякого снобизма, потому что мне приятнее школа, выпускающая счастливых дворников, чем та, из которой выходят учёные-невротики».

«Саммерхилл. Воспитание свободой», Александр Нилл

В следующих частях автор подробно излагает свои взгляды на воспитание детей в целом. Он исходит из того, что практически каждый ребёнок с рождения испытывает давление и принуждение со стороны взрослых. Когда такие дети подрастают, они или превращаются в безвольных существ, не умеющих отстаивать свои права и проявлять инициативу, или начинают вести себя деструктивно, бунтуя против родителей и общества.

При этом, как пишет Нилл, ребёнок, на которого не действуют искусственные внешние ограничения, с раннего возраста учится саморегуляции — он чувствует себя любимым, защищённым и свободным в своих естественных проявлениях. Эта свобода не равна вседозволенности. Границы устанавливает здравый смысл и понимание, что права и свободу других людей тоже нужно уважать.

Фото: официальная страница школы Summerhill в «Фейсбуке»*

С этой точки зрения Александр Нилл рассматривает различные сложные ситуации, с которыми сталкиваются родители и учителя. Например, даёт рекомендации, как «излечить» ложь, воровство, сквернословие или нечистоплотность, делится советами, как наказывать за провинности, чтобы способствовать саморегуляции ребёнка, а не подавлять его свободу.

Отдельные части посвящены вопросам полового воспитания и тому, как на психике и поведении детей сказываются проблемы родителей — например, развод. Завершается книга частью «Вопросы и ответы», где Нилл погружается в детали относительно работы школы и своего подхода к детям.

Кому будет полезно: педагогам и всем, кто интересуется нестандартными подходами к образованию.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее



Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована