Образование
#статьи

Книжная новинка: «Проектирование образовательного опыта», Соня Смыслова

Рассказываем о книге, в которой дизайн образовательной программы рассматривается с фокусом на ученика и его процесс познания.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Издательство: АНО ДПО «Универсальный Университет».

Год выпуска: 2022.

Педагогические подходы к роли ученика в образовательном процессе менялись вместе с обществом. В традиционной парадигме учащийся — это объект, которому учитель передаёт свои знания. Второй подход признаёт субъектность ученика и важность активных методов обучения, однако педагогу всё равно отводится ведущая роль — именно он ставит цели, которых ученику предстоит достичь.

Сейчас всё больше внимания привлекает третья парадигма — в ней ученик занимает центр образовательного процесса, инициирует своё обучение и самостоятельно решает, чему, когда и как учиться. В этом подходе задача методиста и педагога — построить для него персональную учебную траекторию, дать необходимые инструменты и ресурсы. Также в фокусе внимания появляется опыт ученика — его реакции, эмоции и размышления, возникающие во время обучения.

Проектированию образовательного опыта как целостной системы и посвящена книга Сони Смысловой — руководителя центра по академическому качеству и креативной педагогике Universal University, сооснователя School of Education. Как автор пишет в предисловии, проектируя образовательный опыт, методист опирается на логику учебного дизайна, при этом рассматривая всю конструкцию с точки зрения ученика и его процесса познания.

«Проектирование образования, с одной стороны, малопонятная область, с другой — очень востребованная, потому что традиционные подходы „выйти в класс и просто прочитать лекцию“ не работают. Преподавателям, методистам, тренерам нужны инструменты, которые бы позволяли создавать значимый и целостный опыт, но не просто набор разрозненных рекомендаций и шаблонов, а целостная система. Так появилась идея создать эту книгу — обобщить опыт сотен учёных и практиков, систематизировать терминологию, разработать более-менее универсальную систему координат, чтобы и начинающий, и опытный человек в образовании могли её использовать для проектирования и преподавания. Очень хотелось раскрыть всю завораживающую сложность образовательного процесса, но при этом не стать совсем теоретическим талмудом, остаться на уровне „что и как можно применять“. Получилось или нет — судить нашим читателям».

Соня Смыслова,
руководитель центра по академическому качеству и креативной педагогике Universal University, сооснователь School of Education

Книга состоит из семи глав и затрагивает множество тем: образовательный результат и методы его оценки, конструктивизм в обучении, проблемное и проектное обучение, когнитивную нагрузку и эмоциональную динамику. Отдельная глава посвящена проектированию образовательной среды — её физических, цифровых, социальных и психологических аспектов. В последней главе автор рассказывает, как проектирование образовательного опыта выглядит на практике, и раскрывает содержание этого процесса.

Кому будет полезно: учителям, преподавателям и тренерам, методистам и педдизайнерам, организаторам обучения и всем, кто разрабатывает образовательные программы.

Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована