Образование
#былое

Книжная новинка: «Образование, воспитание, наука в культуре эпохи Возрождения»

Вышел сборник научных статей и исторических документов о том, как гуманистические идеи Ренессанса повлияли на педагогику и отношение к знанию.

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Издательство: «Альма Матер».

Год выпуска: 2024.

Эпоха Возрождения — переломное время, полное великих открытий и великих перемен. Церковные догматы Средневековья уступили место гуманистическим идеалам, согласно которым человек сам по себе — высшая ценность и венец творения. Мыслителям той эпохи представлялось, что человеческий потенциал бесконечен, что не существует загадок природы, неподвластных разуму, что человек способен совершенствовать как окружающий его мир, так и самого себя.

Гуманистические представления о человеке потребовали и новых подходов к образованию — таких, которые культивировали бы возможности, заложенные в ребёнке природой. Педагогическим теориям и практикам, а также научному знанию и достижениям учёных эпохи Ренессанса посвящён сборник статей «Образование, воспитание, наука в культуре эпохи Возрождения». Профессор кафедры истории Средних веков исторического факультета МГУ Олег Кудрявцев составил этот сборник по материалам двух конференций, проведённых комиссией по культуре Возрождения научного совета «История мировой культуры» РАН в 2019 и 2020 годах.

Книга состоит из трёх частей. В первую часть вошли научные работы, посвящённые гуманистическим принципам образования и воспитания — и тому, как они воплощались на практике. Речь идёт о гражданском воспитании флорентийских юношей и о том, как итальянский проповедник Бернардино да Сиена (1380–1444) «воспитывал» вполне взрослых женщин, критикуя их внешний вид и поведение во время месс. Есть статьи о ренессансных представлениях о детстве, отражённых в портретной живописи (она проиллюстрирована цветными репродукциями), о малоизученном педагогическом трактате итальянского поэта Франческо Петрарки (1304–1374) и о том, как английский юрист и парламентарий Джон Фортескью (1394–1479) предписывал обучать будущего монарха («Главная задача короля — быть осведомлённым во многих делах, но только поверхностно»).

Рассказывается и о женском образовании, которое к XV веку стало доступным не только дворянкам, но и девушкам из среднего сословия, — большую роль в этом сыграло развитие книгопечатания. Несколько статей посвящено профессиональному образованию художников и архитекторов Франции и Италии.

Вторая часть книги состоит из статей о науке эпохи Возрождения. Ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Марк Юсим описывает перемены, которые произошли в этой сфере со времён Средневековья, и преемственные черты между двумя эпохами. Так, знание перестало считаться тем, чем обладают только избранные — священнослужители. Оно стало гораздо доступнее для масс, но при этом наука сама превратилась в своего рода религиозное учение. Учёные уже не обязательно были клириками, но сохранили в той или иной степени привилегированный статус — хотя и служили теперь обществу и государству, а не церкви.

Изображение: Винченцо Фоппа, «Юный Цицерон за книгой», около 1464 года / Wallace Collection, London

Изменилась и система организации знания. В средневековых университетах естественным наукам (кроме медицины) практически не уделяли внимания, включая их в «философию природы», а вершиной всех наук считалось богословие. Во время Ренессанса изучение человека и природы (пусть и по античным текстам, а не путём экспериментов — до становления научного метода было ещё далеко) по значимости стало равным с толкованием религиозных догматов. Авторы сборника отразили, как переход к Возрождению повлиял на развитие медицины и инженерного дела, композицию и перспективу в искусстве, представления об идеальном социальном устройстве (на примере утопии Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида») и организацию кабинета для интеллектуальных занятий — студиоло.

И наконец, в третью часть сборника вошло несколько документов эпохи Ренессанса, которые раньше не переводили на русский язык. Большой интерес представляет, например, «Золотая книжица о способе обучения, а также чтения и толкования авторов» голландского философа, писателя и педагога Эразма Роттердамского (1466–1536). Он высказывал радикальные для своего времени идеи на тему образования — например, был категорически против телесных наказаний, тогда как в школах розги использовали как основное средство воспитания. Педагог очень серьёзно относился к детству — как к этапу, на котором закладывается всё самое важное и который требует особо внимательного, бережного и ответственного отношения со стороны родителей, учителей и общества в целом. И в «Золотой книжице…» он наставляет педагогов, как правильно преподавать грамматику, риторику и «познание вещей».

«…Не следует пренебрегать памятью — хранилищем прочитанного. Хотя я не отрицаю, что она подкрепляется „местами“ и „образами“, всё же наилучшая память твёрдо стоит преимущественно на трёх вещах: понимании, упорядочении, старании. Ибо значительная часть памяти состоит в том, чтобы всецело познать вещь. Тогда упорядочение сделает так, что нечто, даже однажды забытое, мы, как бы возвращая на родину, вновь восстановим в памяти. В свою очередь старание всегда, а не только в данном случае, имеет очень большое значение. Итак, если ты хочешь что-либо запомнить, это следует внимательнее и чаще перечитывать, затем у нас самих многократно спрашивать, так, что если что-то случайно забудется, то может быть восстановлено».

«Золотая книжица о способе обучения, а также чтения и толкования авторов», Эразм Роттердамский. Перевод Лидии Софроновой в сборнике «Образование, воспитание, наука в культуре эпохи Возрождения»

Также в сборнике находится «Доклад Христофора Вальтера» — главного корректора в немецкой типографии XVI века, протестующего против нелегальных изданий Библии и других книг богослова и инициатора церковной Реформации Мартина Лютера (1483–1546), которые содержали множество орфографических ошибок. Завершается книга автобиографическим сочинением венгерского князя Пала Эстерхази (1635–1713) «Воспоминание о школьной поре». После смерти отца десятилетнего мальчика отправили на учёбу в иезуитскую гимназию в Линце, где юный князь вполне успешно учился и с удовольствием участвовал в школьных спектаклях на религиозные сюжеты.

Кому будет полезно: всем, кто интересуется историей образования и науки, культурой эпохи Возрождения.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована